Jewish Book Favorites 
(Russian Language)
from the Jewish Russian Library

Home

Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map

     
   

кверху кровоточащие обрубки, чтоб их увидел Нэву-хаднэцар, они запричитали: "Как нам петь песнь Ашема? {Теплим 137:4) Разве ты не видишь, что наши руки искалечены, и мы не можем больше играть на музыкальных инструментах?"

Разъяренный Нэвухаднэцар приказал перебить тысячи пленников. Но левиты не пожалели о том, что отказались играть перед идолами.

В конце концов эта группа левитов возвратилась из вавилонского изгнания и была свидетелем возведения Второго Храма. Ашем клятвенно обещал еврейскому народу: "Ради Меня левиты искалечили свои правые руки; посему Я клянусь Моей правой рукой, что в конце концов Я разгромлю ваших врагов и возвращу вам Иерусалим".

Сынов Мерари подвергают исчислению, чтобы определить их обязанности

Род Мерари последним из всех трех родов левитов прошел исчисление и получил указания относительно своих обязанностей.

Люди из этого рода несли брусья и подножия Миш-кана. Их начальником был Итамар, сын Аарона. Он указывал каждому левиту, что тот должен делать.

Однажды получив назначение, левит уже не мог его изменить.

Ашем повелевает,

чтобы все ритуально нечистые люди покинули стан

Первого нисана, в последний день Освящения Миш-кана, Ашем сказал Моше: "Святы все три стана в пустыне. Внутренний стан Шехнны свят наивысшей святостью. Окружающий его стан левитов и стан сынов Израиля, окружающий стан левитов, менее святы.

62

Человеку, ритуально нечистому, придется покинуть, в зависимости от степени его нечистоты, один, два или все три стана".

Ашем объяснил Моше, что эта мицва будет иметь отношение к грядущим поколениям в Эрец Исраэль:

о Стан Шехины в пустыне будет соответствовать территории внутреннего двора Храма.

о Стан левитов в пустыне будет соответствовать всей территории Храмовой Горы, окружающей внутренний двор.

о Стан сынов Израиля в пустыне будет соответствовать территории всего Иерусалима за вычетом Храмовой Горы.

Самым серьезным из всех видов ритуальной нечистоты была цаарат.

о Пораженного цаарат изгоняли из всех трех станов.

о Заву, заве, ниде или роженице закрывался доступ в два стана Шехины и левитов, но разрешалось оставаться в стане сынов Израиля.

о Самым легким видом была нечистота, возникающая от прикосновения к мертвецу, к трупу животного или к трупу какого-либо из восьми пресмыкающихся, объявленных Торой нечистыми. Такого человека изгоняли только из стана Шехины, он мог оставаться в стане левитов и Израиля.

Ашем объявил: " Мое присутствие обитает во всех трех станах, посему нечистые должны покинуть тот или иной стан, дабы не осквернять его".

Почему же Ашем не провозгласил заповедь об изгнании нечистых сразу после дарования Торы?

Ответ заключается в том, что эта заповедь не была тогда нужна: среди сынов Израиля не было нечистых. Перед дарованием Торы ангелы исцелили все их телесные болезни.

63

По прошествии сорока дней, когда евреи соорудили золотого тельца, к ним вернулись все их прежние недуги.

Поэтому, когда был воздвигнут Мншкан, Всемогущий дал Моше наставление: "Теперь, когда Я вселился в Свою постоянную обитель в среде сынов Израиля, отошли всех

нечистых".

Эту мицву предваряет такая фраза: "Прикажи сынам

Израиля" (5:2).

Эти слова появляются всякий раз, когда человеку бывает трудно соблюсти мицву.

Однако здесь эта фраза служит хвалой сынам Израиля, выполнившим мицву радостно и без промедления. Даже сами нечистые не протестовали, когда им велено было покинуть станы, и ушли без принуждения.

Выдуй -мицва изустно признавать свои грехи

Если еврей нарушил запрещающую заповедь Торы или не исполнил предписывающую заповедь и сожалеет о своем поступке или упущении, то совершение тшувы —

мицва для него.

Тшува состоит из трех главных частей:

1.  Искреннее сожаление о содеянном или невыполненном.

2.  Изустное признание в совершенном грехе.

3.  Твердое решение никогда больше не впадать в этот

грех.

В разделе Насо говорится о второй из этих трех частей

— о видуе — изустном признании в грехе.

Как происходит видуй! Грешник произносит такие слова: "Вот, Ашем, я согрешил, а теперь сожалею и стыжусь своего поступка и никогда не совершу его снова".

Он сам рассказывает Ашему о случившемся и умоляет

Его об искуплении.

Во времена Храма грешник должен был сначала произнести видуй, а потом совершалась шхита животного, принесенного им во искупление греха.

64

Почему Тора повелевает нам изустно признавать наши неправедные поступки?

Напрашиваются два ответа:

1)  исповедуясь Всемогущему в прегрешении, мы тем самым провозглашаем свою веру в то, что Он карает грешников и награждает тех, кто соблюдает Его заповеди;

2)  полный устный видуй укрепит грешника в его решении исправиться и поможет ему не отступаться от тшувы.

Ашем говорит: "Как только еврей признает, что поступил плохо, Я преисполняюсь милости к нему".

Всякий, кто произнес видуй перед смертью, имеет удел в Мире Грядущем. Если он не знает, в какие слова облечь свой видуй, то ему надо произнести: "Пусть моя смерть искупит все мои грехи".

Существует особая мицва произносить видуй в Йом Кипур — день, обладающий силой очищать от греха.

Закон о возмещении украденного у умершего гера (обращенного)

Ашем дал Моше такое наставление: "Вот закон о воре-еврее, укравшем что-либо у другого еврея — открытым ли образом или путем невозвращения залога, или как-нибудь иначе. Если вор, отрицая кражу, дал ложную клятву, а потом пожалел об этом и сознался в содеянном, он должен вернуть потерпевшему украденную сумму и, в дополнение к ней, установленный Торой штраф в одну пятую этой суммы. Если он обнаружит, что потерпевший был ге-ром, который к тому времени скончался, не оставив наследников, он должен выплатить указанное возмещение тем коэнам, которые будут в тот день выполнять свои обязанности в Храме".

Услышав об этой мицве, языческие народы воскликнули: "Как же велик сей Б-г, Издающий законы, выгодные для тех, кто их соблюдает!"

Излагая законы, касающиеся воровства храмового имущества, Ашем снисходительно назвал вора человеком, "который

65

согрешил по ошибке" {Ваикра 5:15). С другой стороны, вор, похитивший имущество своего ближнего, сурово именуется "виновным" (Бемидбар 5:6).

Обычно царь или глава государства бывает весьма обеспокоен, когда грабят лично его, чтобы преступник был сурово наказан. Однако если жертвой воровства оказывается кто-то другой, то наказание бывает более мягким. Всемогущий, наоборот, более снисходителен к прегрешениям против Него лично, нежели ко злу, причиненному человеком своему ближнему.

Это относится не только к греху против еврея, но равным образом и к прегрешению против нееврея, обратившегося в иудаизм.

Законы Торы показывают, как велика любовь Ашема к тем, кто пришел под крылья Шехины.

Запрет на удержание доли, причитающейся коэнам и левитам

Во времена Храма еврей-землевладелец должен был отдавать больше десяти процентов своего урожая коэнам и

левитам.

Конечно, сделать это было непросто. Скупец мог бы давать без особой охоты или даже обманывать коэнов и левитов, оставляя себе то, что он должен был даровать им. Однако, поступая так, он обманывал бы только самого себя.

Жил-был еврей-землевладелец, чье поле давало тысячу бушелей в год. Он всегда отделял от урожая маасер — десятину, причитавшуюся левитам.

Был он стар, и, почувствовав, что конец его близок, он призвал к себе сына, чтобы дать ему последние наставления. Среди прочего, он предостерег сына, чтобы тот был тщателен при отделении маа-сера.

Через год после смерти отца поле, как и обычно, дало тысячу бушелей урожая. Из них сто бушелей

66

сын отдал в виде маасера. Однако он подумал, что раз он не получил никакого проку от той сотни бушелей, которая была долей левитов, то с него должен причитаться маасер не от всего урожая в тысячу бушелей, а только от тех девятисот, что оставались в его владении. Поэтому на следующий год он отдал девяносто бушелей маасера.

Подсчитывая свой урожай еще через год, он обнаружил, что земля дала только девятьсот бушелей — на сто бушелей меньше, чем обычно. Следуя своему решению, что маасер нужно отделять не от полного количества собранного урожая, он сократил свой маасер еще на десять бушелей.

На следующий год он опять собрал на сто бушелей меньше. Человек продолжал уменьшать свой маасер, а поле продолжало приносить все меньше урожая.

Наконец, его земля родила совсем скудно — всего лишь сто бушелей, десятую часть первоначального урожая.

Когда про это услышали его родственники, они облачились в праздничные одежды и пришли навестить его.

При виде великолепных одеяний и счастливых лиц он с горечью воскликнул: "Так вы пришли для того, чтобы посмеяться надо мной?"

"Упаси Б-г", — ответили они. — Мы пришли поздравить тебя и устроить праздничную трапезу, ибо ты возвысился до положения левита. Сначала ты давал левитам десятину от своего урожая, теперь же Всемогущий дает тебе маасер от былого урожая".

Эта история показывает, что, удерживая то, что причитается коэнам и левитам, человек вредит самому себе.

Действительно, тому, кто отделяет маасер от своих плодов, обещано Небом, что он будет осыпан благословениями и посему разбогатеет.

Кроме того, Тора предупреждает: "Тому, кто, несмотря на удачу в делах, отказывается дать коэнам их долю, при-

67

дется заглаживать грех свой при неприятных обстоятельствах. Он заподозрит жену свою в неверности и вынужден будет принести корбан сота (долю от которого получают коэны)".

Сота - процедура, происходившая, когда муж подозревал жену в неверности

Если муж предупреждал свою жену: "Не уединяйся с таким-то и таким-то", а впоследствии двое свидетелей видели, как она все-таки уединилась с тем самым человеком (на время, достаточное, чтобы успеть согрешить), она становилась запретной для своего мужа до тех пор, пока не выполнялись действия, предусмотренные законами о соте. Однако, если хотя бы один свидетель давал показание, что она действительно совершила прелюбодеяние, то никакого испытания ей не устраивалось, и она навсегда становилась запретной для своего мужа.

Некоторые грехи нельзя загладить. Царь Шломо говорил о них так: "Смятое нельзя разгладить" (Ко-элет 1:15). Один из таких грехов — прелюбодеяние с замужней женщиной.

Большинство прегрешений можно исправить. Например, украденные деньги можно возместить, похищенного человека можно вернуть. Но грех прелюбодеяния загладить нельзя. Даже если прелюбодей и пожалеет впоследствии о своем поступке, у него нет никаких способов сделать так, чтобы жена когда-либо перестала быть запретной для своего мужа. Каково значение термина сота, используемого Торой по отношению к женщине, заподозренной в неверности? 1. Сота означает "глупая". (Ибо происходит от слова

"глупость".)

Эта женщина не посчиталась с последствиями своего поступка. Страсть или желание ослепили ее и увлекли за собой. Будь она мудра, ее Б-гобоязненность пересилила бы ее дурное начало. Она бы воздержалась от греха —

68

либо из страха его совершить, либо из страха перед наказанием.

Вместо этого она безрассудно уступила преходящему желанию, хотя лучшие ее чувства подсказывали ей, что ее поступок греховен и в конечном счете причинит ей страдания.

(Так и всякий, кто совершает грех, — "глупец", ибо позволяет воображению, прихоти или страсти возобладать над своими глубинными представлениями.)

2. Это слово означает также "отклоняться, сворачивать".

Еврейский народ следует путем святости и скромности, которому нет подобных среди народов мира.

В современном языке нет перевода термина цниут, ибо в сегодняшнем мире уже не существует связанных с этим словом понятий.

Современное общество во всех сферах жизни одобряет и поощряет стремление к известности. Сегодняшний девиз гласит: "Чем больше шума, крикливой пестроты и показной яркости, тем веселее".

Идея цниута прямо противоположна. Цниут символизирует стремление поменьше выставлять напоказ себя и свои поступки — за исключением тех случаев, когда это делается ради достижения одобряемых Торой целей.

Для женщины это означает стремление одеваться так, чтобы не привлекать к себе внимание посторонних. Женщина должна пленять и ублажать лишь своего мужа. (Этот принцип противоречит той цели, к которой, по общему признанию, стремится современная мода: привлекать внимание к той или иной части или частям тела.)

Женщина, поведение которой заставляет ее мужа заподозрить ее в неверности, отвратилась от путей еврейского народа. Она переняла обычаи и привычки, свойственные нееврейскому миру. Таким образом, она стала сотой — женщиной, сошедшей со стези Торы.

Еврейский закон запрещает мужчине уединяться (это возможно лишь при определенных обстоятельствах) в недоступных для других людей местах даже с двумя женщи-

69

г

нами. Этот запрет относится и к самым надежным и скромным людям, а также к таким ситуациям, как визит к врачу, происходящий при отсутствии других людей, или пребывание в служебном помещении по завершении рабочего дня. (Особенно проблематичны протекающие наедине сеансы психоаналитика.) В случае сомнения следует посоветоваться с кем-либо из авторитетных в алахе людей.

Тора осуждает мужчину или женщину не только за конкретный, вещественный грех — прелюбодеяние. Нет, он или она считаются виновными в каждом шаге, ведущем к нарушению верности. Следовательно, средства массовой информации, такие как телевидение, журналы и многие газетные статьи и фотографии, вводящие в дом безнравственные идеи, несовместимы с Торой, несмотря на то, что все нееврейское окружение благосклонно их принимает. Несовместимы с ней и светские вечеринки, способствующие проникновению в нашу среду чуждых понятий о нравственности.

Если двое свидетелей подтверждали, что женщина стала сотой, то есть навлекла на себя подозрение, уединившись с определенным мужчиной, несмотря на предупреждение своего мужа, то муж мог или развестись с ней, или сообщить о происшедшем местному бейт дину. Если бейт дин подтверждал показания свидетелей, но женщина настаивала на своей невиновности и готова была выпить воду соты, то судьи передавали дело в Большой Санхед-рин (еврейский Верховный Суд, в составе которого был семьдесят один судья и который собирался в особой палате в Храме).

Судьи Санхедрина, чтобы не совершать испытание соты без необходимости, пытались убедить женщину в том, что ей следует признать свою вину.

Они отводили ее в сторону и употребляли все возможные доводы и соображения, убеждая ее признать правду или отказаться пить.

Например, они могли сказать ей: "Мы знаем, что люди теряют самообладание и душевное равновесие под влиянием вина, дурных соседей или находясь в легкомыслен-

ном настроении. Если так случилось и с тобой, то признайся в этом.

Не подвергай Великое и Святое Имя осквернению при изготовлении горьких вод, коими испытывают соту.

И великих людей толкало на путь греха их дурное начало. Вспомни, такой праведник, как Иеуда, всенародно признал, что был виновен в случае с Тамар; Реувен признал свою вину в истории с Билой. Их признания принесли им вечную жизнь. Возьми пример с этих великих людей и признай свою вину!"

Если женщина признавала, что она осквернена, то ей велели оставить своего мужа и дело прекращалось.

Если же она настаивала на своей чистоте, то ее отводили к восточным воротам, воротам Никанора (служившим для входа в женское отделение Храма), дабы никто из входивших не мог ее не заметить.

Однако до того, как приступить к ритуалу, ее в разорванной одежде и с распущенными волосами водили по Храмовой горе взад и вперед, так что процедура искусственно удлинялась. Таким образом надеялись изнурить ее, чтобы она призналась.

Если она все же не признавала себя виновной, то в конце концов ее ставили за пределами двора напротив Восточных ворот и процедура испытания соты начиналась.

Соту приводят к клятве и подвергают позору

Теперь сота была выставлена на всеобщее обозрение, ибо азару (часть храмового двора, отведенную для женщин) наполняла толпа женщин. Придти сюда в этот день было мицвой, ибо конец соты призван был послужить для них предостережением.

Коэн заклинал ее клятвой, содержавшей в себе проклятие. Он приступал к клятве с такой речью: "Ты собираешься испить горьких вод соты, качества коих сверхъестественны. Если ты чиста, то сия клятва не повредит тебе и воды не нанесут тебе ущерба. Но если чужой мужчина

70

71

осквернил тебя, то эта вода заставит опасть бедро твое, а затем и все твои конечности. Чрево твое вздуется и лопнет. Та же участь постигнет и прелюбодея.

Имя твое станет притчей во языцех. Люди будут проклинать друг друга такими словами: "Да постигнет тебя тот же конец, что и такую-то!", и, принося клятву, они станут говорить: "Если я говорю неправду, пусть я погибну так же, как погибла такая-то!"

Сота подтверждала, дважды отвечая 'Амен (быть по сему)". Этот дважды произнесенный ответ означал: "Амен, я никогда не осквернялась с тем самым человеком, против которого предостерегал меня мой муж; амен, и никакой другой мужчина не осквернял меня".

Кроме того, этот двойной амен подразумевал, что как в прошлом она никогда не была осквернена, так и в будущем она никогда не осквернит себя.

Коэн приносил пергамент и писал на нем отрывок из Торы, содержащий ту самую клятву, которую он только что заставил ее произнести. {Бемидбар 5:19-21, исключая фразы: "И заклянет ее коэн и скажет жене", "Тут заклянет коэн жену...", "И пусть скажет жена: амен, амен".)

Он писал этот документ по законам написания Сефер Торы, стираемыми водой чернилами и полностью записывая четырехбуквенное Имя Ашема, встречающееся в тексте дважды (5:21).

Он приносил глиняный сосуд, наполнял его водой из киора (сосуда для омовения), сыпал туда прах, взятый с пола внутренней части Храма и горькую траву, чтобы сделать эту воду "горькой водой". И, наконец, он окунал туда пергамент и держал его там до тех пор, пока от написанных на нем букв не оставалось и следа.

Каково символическое значение различных частей этой церемонии?

о Использовавшийся сосуд был глиняным, с тем

чтобы:

1, Напомнить согрешившей женщине о том, что напитки прелюбодею она подавала в дорогих кубках. По

72

принципу мида кенегед мида ей подавали воды соты в дешевом глиняном кувшине.

2. Показать сострадание, которое проявляет Ашем даже к соте.

После окончания церемонии этот сосуд разбивали и поступок женщины предавали забвению. Медный же сосуд невозможно разбить, и он всегда напоминал бы людям об этой самой соте.

о Воду брали из сосуда для омовений.

В Мишкане сосуд для омовений был изготовлен из медных зеркал, пожертвованных благочестивыми женщинами, покинувшими Египет.

Киор призван был напомнить соте о том, что хотя эти еврейки и жили среди нечистых египтян, они оставались чисты. Как же могла она, выросшая среди чистоты, унизиться и осквернить себя?

о Почему воду смешивали с прахом?

1.   Подразумевается, что если сота окажется невиновной, она будет вознаграждена за свое унижение. Всемогущий обещает сделать ее матерью такого сына, который своим величием будет подобен Аврааму, называвшему себя "прахом и пеплом". С другой стороны, если она окажется нечиста, то возвратится в прах.

2.  Она получает наказание мида кенегед мида. Пируя с прелюбодеем, она вкушала деликатесы. За это ее заставляют теперь глотать питье, имеющее вкус праха.

о Почему Имя Всемогущего растворяют в воде?

Стирать Имя Ашема запрещено. Однако для испытания соты Он сделал исключение, чтобы показать, как велика важность сохранения согласия между мужем и женой. Он считает, что когда между ними вспыхивает ссора, ради их примирения стоит даже, если это необходимо, стереть Великое и Святое Его Имя.

Хотя царь Давид и не построил Храма, он выкопал ямы для его фундамента.

73

Чтобы вино иесахим (жертвенных возлияний), пройдя через отверстия в основании жертвенника, изливалось в самую глубину земли, он раскопал землю больше чем на 1500 локтей вглубь.

Достигнув этой глубины, Давид обнаружил кусок глины, который, как он подумал, наверняка был помещен туда рукой человека. Поэтому он захотел копать еще глубже, пока ему не встретится нетронутый грунт.

Однако, когда он попытался копать дальше, он неожиданно получил послание. Сверхъестественным образом оно, казалось, исходило от найденного им куска глины.

"Остановись здесь! — приказала глина. — Ты дошел до места, где заперты подпочвенные воды. Меня положили здесь, чтобы преграждать им выход".

"Кто положил тебя сюда?" — спросил Давид.

"Согласно закону природы, подпочвенные воды должны были подняться и затопить землю, — объяснила глина, — но по повелению Всемогущего их придерживали на месте со времен Творения. До самого дарования Торы земля пребывала в смятении (ибо не прими народ Израиля Б-жественную Тору, — весь мир был бы уничтожен).

В день дарования Торы Всемогущий положил меня сюда, чтобы прочно и навсегда закупорить подпочвенные воды".

Давид не внял предупреждению. Он поднял этот кусок глины. И в тот же миг из глубины стала подниматься вода, угрожая затопить землю.

Почему Всемогущий допустил, чтобы произошла эта история?

Высказывалось предположение, что таким образом Давид понес наказание. Пророк запретил ему строить Храм. Следовательно, Давиду нельзя было и копать яму для его фундамента.

74

Этот мидраш намекает на глубочайшие по своей важности события в сфере духа.

Закладка фундамента Храма была поворотным пунктом в истории человечества. Она должна была завершить дарование Торы. При даровании Торы Шехи-на спустилась на землю временно. Теперь ей предстояло поселиться в Храме навсегда.

В решающие моменты истории появляется Обвинитель, осуждающий грехи еврейского народа. Нисхождение Шехины в среду народа Израиля сопровождалось духовной битвой Наверху, поэтому мир был под угрозой затопления. Однако духовная победа была, наконец, одержана, и Обвинитель замолк.

"Кто же в силах спасти нас от потопа? — вскричал Давид. — Воды потопят нас, поток пройдет над нашей душой, тогда пройдут над нашей душой бурные воды" {Теилим 124:4-5).

Умнейший из министров Давида, Ахитофель, был рядом, но ничего не советовал. Этот коварный человек вовсе не возражал бы против того, чтобы Давид утонул: тогда он нашел бы способ усмирить воды и объявил бы себя наследником престола.

"Всякий, кто может остановить воды и не раскрывает своего секрета, заслуживает быть удавленным!" — провозгласил Давид в отчаянии.

Только после этих слов Ахитофель посоветовал Давиду: "Если написать на свитке Святое Имя Аше-ма (которое при Сотворении заточило эти воды в отведенном им месте) и бросить его в воду, то они успокоятся.

Не надо бояться, что растворять Б-жественное Имя в воде запрещено. Если ради восстановления мира между мужем и женой Всемогущий позволяет стереть Свое Имя в горьких водах соты, то Он, конечно же, разрешит растворить его ради восстановления согласия во вселенной".

Как только свиток с написанным на нем Святым Именем коснулся вод, они успокоились. Они непод-

75

вижно застыли на глубине в пятнадцать сотен локтей от поверхности земли.

Давид подумал: "Если бы воды глубин поднялись повыше, это принесло бы пользу растениям".

И тогда из уст его полились пятнадцать Песен Шир амаалот (Теплим 120-134), и с каждой из них вода поднималась на сотню локтей.

Хотя Ахитофель и раскрыл секрет того, как усмирить воды, слова Давида сбылись (ибо слова мудреца имеют силу, даже если условия, о которых говорилось, и не осуществляются). Ахитофель удавил себя собственными руками (II Шмуэль 17:23).

В канун шабата р. Меир имел обыкновение выступать с ученой речью в синагоге.

Одна женщина каждую неделю приходила слушать его. Как-то раз он говорил дольше, чем обычно, и, вернувшись домой, она увидела, что все огни в комнатах уже погашены.

Ее муж, грубый и невоспитанный человек, сердито спросил: "Где ты была так долго?"

"Я ходила слушать слова мудреца", — ответила она.

"Не смей входить в дом, — пригрозил он, — прежде чем ты не плюнешь в лицо тому, кто произносил эту речь".

Благодаря духу святости р. Меир узнал о том, что произошло.

Тогда он сел на пол в доме учения и помолился о том, чтобы глаза его заболели. "Не найдется ли какой-нибудь мудрой женщины, которая знала бы, как исцелить мои глаза старым добрым средством — плевком и заговором?" — спросил он.

"Воспользуйся этой возможностью — пойди и плюнь в глаза р. Меира, — посоветовали соседи несчастной женщине. — Тогда твой муж успокоится".

Женщина пришла в дом учения, объявила, что знает, как исцелить боль в глазу, и ее привели к р. Меиру. Но, оказавшись с ним лицом к лицу, она не

76

осмелилась плюнуть в глаза великому знатоку Торы. В смятении она опустилась на пол. Когда он попросил ее совершить исцеление, она ответила, что не знает, как это делается.

Но тут он помог ей.

"Плюнь в этот глаз мой семь раз, — приказал он ей твердо. — Тогда мне станет лучше". Она повиновалась, и он сказал ей: "А теперь ступай домой и сообщи своему мужу, что ты не один, а целых семь раз плюнула в лицо тому, кто выступал в тот день с речью!"

Ученики р. Меира, слышавшие этот разговор, поняли уловку своего ребе. Они заволновались и запротестовали: "Ребе, как вы могли допустить такое унижение, несоответствующее достоинству талмид хахама? По одному твоему слову мы послали бы за мужем этой женщины, наказали бы его и заставили обходиться с женой поприличнее".

Он ответил: "Достоинство Меира не превышает достоинства Творца. Ради восстановления согласия между мужем и женой Творец позволил, чтобы Его Святое Имя растворяли в воде. Отсюда следует, что ради мира и согласия я, конечно же, должен пренебречь своим достоинством".

Даже если мужа нельзя назвать достойным человеком (как в случае, о котором только что говорилось), тем не менее необходимо пытаться примирить супругов, пусть ценой ущерба своему личному достоинству (хотя доходить до такой крайности, как р. Меир, мы не обязаны).

Не всегда удается восстановить согласие в чужой семье. Но за мир в своем собственном доме муж и жена могут и должны бороться.

В книге Пеле Йоэц есть несколько мест, имеющих прямое отношение к нашей теме:

77

К мужу. Он должен заботиться о том, чтобы не причинить страданий своей жене. Если мужу ничего не стоит довести жену до слез, то Небо накажет его.

Гемара (Ктубот 626) рассказывает о случае с хасидом, который имел обыкновение круглый год пребывать вне дома, учась в ешиве. Он приходил домой раз в год перед Йом Кипуром. Однажды он настолько погрузился в учение, что пропустил обычный час возвращения домой. Жена его пролила слезы, и он умер.

Хотя он и ненамеренно причинил горе своей жене, его постигла суровая кара; следовательно, тот, кто умышленно заставляет жену страдать, обязательно будет наказан.

Не так должен поступать муж: он обязан терпеливо сносить слова и дела своей жены и чтить ее ради чести Шехины.

К жене. Она должна чувствовать нужды и желания своего мужа. Наши Мудрецы учат: "Какую из женщин считать достойной хвалы? Жену, которая выполняет желания своего мужа". Они рассказывают историю о муже и жене, происходивших из разных мест, так что ей трудно было понять его выговор.

Однажды муж велел жене приготовить "две чечевицы", имея в виду две порции похлебки, но она поняла его слова буквально и сварила два крошечных чечевичных зернышка.

В другой раз он попросил у нее тыкву, и она дала ему свечи. В ярости он закричал: "Зачем мне эти свечи?! Иди и разбей их о ворота!"

Но жена решила, что он хочет, чтобы она разбила их о голову Бавы бен Буты, величайшего мудреца того времени, ибо муж называл ворота арамейским словом бава.

Она покорно отправилась к Баве бен Буте и ударила его двумя свечами по голове.

78

"За что ты так поступаешь со мной?" — спросил ее Бава бен Бута.

"Так велел мне мой муж", — ответила она.

Бава бен Бута, великий своей мудростью, догадался о недоразумении и сказал ей: "Ты — хорошая жена, раз слушаешься своего мужа. Да родишь ты двух сыновей, таких как Бава бен Бута!"

Жене поручены не только заботы о том, как накормить и ублажить мужа. Она должна поддерживать его дух, когда он сломлен болезнями, денежными или другими заботами; и, превыше всего остального, она должна поощрять его и помогать ему в изучении Торы.

Оба они должны воспринимать сердцем тот урок, который дает им Сам Всемогущий, приказывая ради согласия стереть Свое Имя. Когда между супругами возникает спор, каждый из них должен быть готов пожертвовать во имя согласия своим достоинством, честью и личными прихотями.

Следующей частью ритуала было выставление соты на публичный позор.

Раньше она украшала себя с греховными помыслами: поэтому теперь устраивали так, чтобы она выглядела отталкивающе.

Коэн подходил к ней и делал надрыв на верхней части одеяния. Если на ней были какие-либо драгоценности или украшения, он снимал их.

Затем коэн должен был открыть ее волосы, чтобы опозорить ее. Если он отказывался сделать это, его спрашивали: "Уж не считаешь ли ты, что твое достоинство превыше достоинства Всемогущего?"

Однажды некий коэн пошел на кладбище, чтобы похоронить мет мицва (неопознанного мертвеца, хоронить которого коэну разрешалось).

Его слуга не захотел войти на кладбище, боясь оскверниться, и остался снаружи.

79

"Ты что, лучше своего хозяина? — спросили его люди. — Если твой хозяин вошел туда, следуй за ним".

Так и коэну не следовало сомневаться, выполнять ли ему эту часть мицвы. Он не более велик, нежели Всемогущий, Который во имя восстановления мира между супругами повелел, чтобы священное место, где обитает Его Присутствие, опозорили раскрытием женской головы.

Почему соте открывают волосы?

Ей говорили: "Еврейке запрещено появляться на людях с непокрытыми волосами (Ктубот 72а). Ты отвратилась от путей дочерей еврейских и вела себя как язычница. Теперь ты получаешь то, что хотела: видом своим ты будешь подобна язычнице".

Кроме того, открытие волос было справедливым наказанием мида кенегед мида. Раз она втайне от всех украшала их для него, то теперь она представала перед людьми с растрепанными волосами.

Каков смысл этих слов: "Твоя жена будет как плодовитая лоза в сокровенных частях твоего дома; сыновья твои как масличные ветви вокруг твоей трапезы" {Теилим 128:3)?

Эти слова обещают жене, поведение которой проникнуто духом цниута, что она уподобится плодовитой лозе и дети ее будут как масличные ветви.

Р. Хизкияу учил: "Горе тому мужу, который дозволяет жене показывать хотя бы часть своих волос. Открывая волосы ради того, чтобы выглядеть красивее, она лишает своих сыновей возможности стать выдающимися евреями".

И это говорится о цниуте внутри твоего дома; насколько же осторожнее должна вести себя женщина на людях!

Женщина, тщательно заботящаяся о том, чтобы целиком прикрыть свои волосы, удостоена будет сыновей, блистающих подобно "масличным ветвям". Оливки можно есть сырыми или жареными, их про-

80

дают как лакомство, и то масло, что получают из них, прозрачнее, чем все другие масла. Так и женщина эта взрастит многих сыновей, одни из которых прославятся знанием Письменной Торы, другие — Устной, а третьи будут торговцами, ведущими свои дела согласно путям Торы. Листья оливы не опадают ни летом, ни зимой, и это символ того, что потомство такой женщины не прервется вовеки.

Кроме того, она принесет своей семье благословение. Она и ее муж увидят детей и внуков своих, как сказано в следующем стихе: "Благословит тебя Ашем с Циона... и увидишь сынов твоих сыновей, мир Израилю! {Теилим 128:5-6).

После того, как одежду соты разрывали, приносили веревку, сделанную из льна, взращенного в земле Египетской, и обматывали вокруг нее, чтобы разорванные одеяния не спали с нее.

При чем тут египетская веревка?

Она призвана намекнуть на то, что сота подражала безнравственным делам египетской земли.

Подытоживая законы о соте, мы видим, что все они представляют собой воздаяние мида кенегед мида за ее грехи.

о Когда она согрешила, она пренебрегла честью Всемогущего и честью своего мужа; поэтому и ее саму подвергли унижению.

о Как стояла она перед прелюбодеем, чтобы обрести благосклонность в его глазах, так приходилось ей предстать и перед всем народом, и люди смотрели на ее позор.

о Она наводила красоту на лицо свое; поэтому горькие воды делали его бледным.

о Она подкрашивала глаза свои; поэтому от горьких вод ее глаза делались выпученными.

о Она заплетала волосы в косы; поэтому теперь их разлохмачивали.

81

 

 

previous                                                                                                                                                next

Home
Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map