Jewish Book Favorites 
(Russian Language)
from the Jewish Russian Library

Home

Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map

     
   

спокойствие тем не менее не покидало их, ибо они уповали на Ашема (белый цвет).

о НАФТАЛИ — его флаг был рыжевато-пурпурного оттенка, напоминавшего цвет разбавленного вина. Эмблемой его была лань, ибо Яаков уподобил его лани в своем благословении.

Рыжевато-пурпурный цвет намекает на Тору, сравниваемую с вином. Ученики из этого колена сидели рядами и изучали Тору, внимая Санхедрину.

о АШЕР — флаг Ашера был бледного, голубовато-серого цвета жемчуга, и на нем было вышито изображение оливкового дерева.

Ашер благословлен был прекрасными дочерьми, выходившими замуж за царей и праведников. Его дочери носили жемчужные ожерелья, как знатные жены. Оливковое дерево символизировало удел Ашера в Земле, благословенной оливами.

о ЭФРАИМ — его флаг был черным, и на нем был изображен бык, символизировавший Иешуа, который произойдет из этого колена и силу которого уподобят силе быка.

о МЕНАШЕ — на его знамени, тоже черном, изображен был дикий буйвол, намекавший на происходившего из этого колена судью Гидеона, добрые дела которого уподоблялись великолепным рогам буйвола.

о БИНЬЯМИН — в его знамени сочетались цвета всех знамен; изображен был на нем волк.

Жертвенник Храма располагался в уделе Биньямина. Благодаря приносимым на нем жертвам, он даровал благословение всему народу, о чем и говорит сочетание в флаге Биньямина цветов всех колен. Изображение волка тоже намекает на жертвоприношения, которые "рвал на части" (поглощал) Небесный Огонь на жертвеннике.

42

Величие знамен

Когда сыны Израиля заняли отведенные им места под знаменами, Шехина снизошла от Небесных знамен и упокоилась на евреях. Таким образом им дано было подняться к новым высотам святости, как земному воинству Ашема.

Языческие народы, увидевшие, как стоит под своими знаменами народ Израиля, охватил благоговейный трепет. Они смогли воочию убедиться в том, какова святость народа, который, во имя служения Всемогущему, живет как сплоченная рать. Почувствовав, что евреи были земным подобием Небесных ангелов, народы изумленно воскликнули: "Кто этот народ, что ликом подобен заре, прекрасный как луна, ясный, как солнце, вселяющий благоговейный ужас под знаменем своим?!" (Шир аширим 6:10)

Народ наш всегда хранил память о знаменах.

И тысячи лет после этого было так: всякий раз, когда стоял еврей перед страстным искушением поступиться своей верой, чтобы обрести богатство и славу, говорил он в ответ на убеждения язычников: "Что есть у вас по сравнению с тем величием, которое мы некогда испытали? Подобно земному стану Ашема стояли мы в пустыне под сенью знамен. Жалки и ничтожны ваши посулы в сравнении с тем, что обещает Всемогущий!"

Так память о славе знамен помогала евреям и в изгнании оставаться верными Торе.

Левиты исчисляются отдельно

После того, как Моше закончил исчислять колена, Ашем повелел ему: "Только колена Леви не считай среди сынов Израиля" (1:49).

Услышав это, Моше испугался. Он подумал, что Ашем, зная о каком-то изъяне в родословной колена Леви, не захотел выяснять происхождение левитов всенародно, дабы избавить их от позора.

43

Ашем сразу же развеял его страхи, пояснив: "Пересчитай левитов отдельно. Раз они служат в Моем Дворце, в Святилище, они составляют особый легион".

Какой смысл кроется в этих словах: "Праведник цветет как пальма, возвышается, подобно кедру на Ливане. Насажденные в доме Ашема, расцветут они во дворах Б-га нашего". (Теплим92:13-14)?

Эти стихи относятся к колену Леви. Когда левитов попросили пожертвовать драгоценности на сооружение золотого тельца, все они отказались, хотя большинство людей из других колен отдали свое золото. (Оставшись чисты, левиты смогли поэтому покарать грешников из народа Израиля).

Следовательно, этот стих уподобляет колено Леви пальме, символизирующей праведника. Пальма приносит сладкие плоды; праведник богат заповедями. За то, что левиты вели себя подобно "пальмам", Всемогущий возвысил их до положения "кедров": Он назначил их исполнять почетные должности в Мишкане и в Храме ("во дворах Б-га нашего").

Левиты отличились также и в Египте. Они не примкнули ни к одному из египетских культов и на протяжении всего египетского изгнания делали обрезание своим сыновьям. В то время как народ Израиля был выведен из Египта не потому, что в полной мере заслужил свое избавление (а потому лишь, что Ашем предвидел последующее принятие им Торы), колено Леви было целиком и полностью достойно избавления.

Ашем повелел: "Пересчитай людей этого колена особо, дабы показать, что Я нашел, что верны они Мне в своих сердцах".

Другой причиной, по которой Ашем хотел, чтобы колено Леви было исключено из общей переписи, было его нежелание позволить Ангелу Смерти царить над людьми этого колена в будущем.

После происшествия с лазутчиками Ашем постановил, что все люди того поколения умрут в пустыне. Если бы колено Леви было включено в общую перепись, оно не-

44

пременно подпало бы под это постановление, ибо "раз уж Истребляющий Ангел выпущен на волю, он властен над всеми и не различает между праведниками и грешниками". Поэтому Ашем предпринял специальные меры, чтобы выделить левитов в особую группу. Таким образом, Ангел смерти не мог коснуться левитов, и они вошли в Эрец Исраэль.

Хотя во всех прочих коленах в перепись не включался ни один мужчина младше двадцати лет, левиты были исключением: Ашем велел Моше пересчитать левитов мужского пола, начиная с возраста в один месяц. (Пока ребенок не достиг этого возраста, его жизнеспособность еще под сомнением.)

Почему же дети левитов, несмотря на то, что они не были еще способны по своему возрасту к выполнению какого-либо служения, подвергались исчислению? (Левиту, не достигшему тридцати лет, нельзя приступать к служению).

Ашем удостоил дополнительной награды и детей, что вошли в перепись, и их родителей.

Чем же заслужили родители и их дети эту нафаду?

Зная, что даже их дети перечислены в переписи, родители будут особо заботиться о том, чтобы растить их в святости. И родители, и дети достойны были этой награды за все те годы, что они провели, готовясь к служению Ашему.

Когда Ашем повелел Моше определить число левитов мужского пола с одного месяца и старше, Моше возразил: "Мне, как царю и вождю евреев, заповедано вести себя с достоинством. Не противоречит ли это постановлению Торы — чтобы я входил в шатер всякой семьи и пересчитывал детей?"

Ашем ответил: "Делай свою часть мицвы, а Я сделаю свою. Стоит тебе только стать у порога шатра левитов, и я открою тебе, скольких его обитателей надо включить в перепись".

Шехина предшествовала Моше при приближении к каждому шатру. Стоя у входа, Моше слышал, как Небес-

45

ный Голос объявлял: "В этом шатре восемь детей", "В этом шатре десять детей" и так далее.

Моше исчислил всех лиц мужского пола в трех родах левитов: Гершона, Кеата и Мерари.

Тора почтила колено Леви, перечислив имена сыновей этих родоначальников. При исчислении же сынов Израиля приведены только имена начальников колен, а отнюдь не имена родов внутри каждого колена (Бемидбарраба 3:1).

Затем Моше исчислил общее количество левитов. Их было 22 000 — значительно меньше, чем людей любого другого колена.

Одна из причин в том, что многие из носильщиков Арона не сумели чтить его по достоинству и Небо покарало их смертью.

Рамбан объясняет, что так как в Египте левиты не были обращены в рабство, на них не распространялось благословение Ашема о том, что "по мере того, как (египтяне) изнуряли их, они размножались и разрастались" (Шмот 1:12). Левиты размножались с естественной быстротой и поэтому были гораздо малочислен нее, нежели сыны Израиля, расплодившиеся сверхъестественным образом.

Левиты выкупают первенцев

Первоначально Ашем повелел, чтобы первенцы каждого дома посвящались в "коэны", ответственные за принесение жертв от этой семьи.

о Адам, первенец рода человеческого, совершал жертвоприношения в Гаи Эдене. Небесные облачения, которые изготовил Ашем для Адама после того, как тот согрешил, отличали его как священнослужителя Ашема.

о Адам назначил своим преемником своего сына Ше-та. Хоть он и не был первенцем, Шет, а не Каин, принял на себя Служение, ибо Каин, убив Эвеля, стал для этого непригоден. Поэтому Небесные облачения получил Шет.

46

о Шет, в свою очередь, передал облачения и обязанности священника своему сыну Метушелаху, который был великим праведником.

о Метушелах завещал их Ноаху. Именно в этих облачениях принес Ноах жертвы Ашему, выйдя из ковчега.

о Ноах передал Небесные облачения своему сыну Ше-му, пророчески предвидя, что от Шема произойдет еврейский народ.

Шем, которого называли также Малки Цедек, облачался в эти одеяния, когда приносил жертвы Ашему.

о Шем передал их Аврааму. Авраам получил их, несмотря на то, что не был первенцем, но он был праведником и заслуживал священства.

о Авраам передал их Ицхаку.

о Будучи первенцем Ицхака, право приносить от семьи жертвы имел Эсав. Яаков, однако, знал, что сердцем своим Эсав далек от служения Ашему, и он поступил мудро, предложив Эсаву продать ему свое первородство, чтобы он, Яаков, мог приносить жертвы вместо недостойного первенца.

Привилегия первенцев была особенно подчеркнута в дни перед дарованием Торы, когда Моше призвал всех первенцев, принести жертвы на алтарь, построенный им у подножия горы Синай.

Однако впоследствии, совершив жертвоприношения золотому тельцу, первенцы потеряли свою привилегию.

Всемогущий объявил: "Я выделил первенцев для жертвенной Службы, но они употребили во зло свое положение. Пусть же левиты (остававшиеся Мне верными) служат вместо них!"

Ашем заповедал Моше, чтобы каждый первенец заменялся левитом. Левит "выкупал" замещаемого им первенца, ибо все первенцы заслуживали смерти за поклонение золотому тельцу.

47

Вначале, как мы рассказывали в предыдущем параграфе, Моше должен был пересчитать левитов. Затем Ашем велел ему пересчитать всех первенцев сынов Израиля, в возрасте от одного месяца и старше.(Это было уже другое исчисление, проводившееся специально для того, чтобы заменить первенцев левитами).

При этой переписи Шехина не шла впереди Моше к шатрам сынов Израиля и не сообщала ему о числе находившихся внутри детей. Ашем сказал Моше: 'Так как во время греха золотого тельца левиты были на Моей стороне, Я принял участие в их исчислении. Однако первенцы отстранились от Меня, потому и Я устраняюсь от их подсчета",

Моше подсчитал, что всего среди сынов Израиля было 22 237 первенцев, т.е. первенцев было на 237 больше, чем левитов.

Ашем повелел Моше: "Обменяй (или, говоря языком Торы, "выкупи") каждого первенца. Оставшиеся 237 первенцев должны дать каждый по пять монет в один шекель, которые будут поделены между Аароном и его сыновьями. После этого оставшиеся первенцы будут считаться выкупленными и освобожденными от служения в будущем".

Моше подумал: "Всякий первенец, которому я скажу: "Плати пять шекелей", ответит мне: "Я не из остатка — меня уже обменяли на левита!"

Тогда Моше придумал вот что. Он взял двадцать две тысячи жребиев и написал на них слово "леви", а на двухстах тридцати семи — слова "пять шекелей". Каждый первенец тянул жребий. Всякий, кто вытаскивал жребий со словами "пять шекелей", должен был уплатить эту сумму.

Римский военачальник Хугентин вызвал на спор р. Иоханана бен Закая: "Ваш учитель Моше либо был вором, либо не знал арифметики".

"Почему ты говоришь так?" — спросил р. Йоха-нан.

Полководец пояснил: "Моше записал в Торе, что общее число левитов было 22 000 (3:39). Однако

48

если сложить численность всех родов левитов, то получится 22 300 левитов. (В роду Гершона насчитывалось 7 500 человек, в роду Кеата — 8 600 и в роду Мерари — 6 200.) Так как первенцев всего было 22 237, то на самом деле левитов было лишь на 63 человека больше.

Почему же тогда Моше велел 237 первенцам выкупать себя пятью монетами в один шекель?

Возможны два варианта: либо Моше ошибся в своих подсчетах, либо он намеренно исказил численность левитов, чтобы его брат Аарон прикарманил 870 шекелей".

Р. Йоханан бен Закая ответил: "Твое предположение ошибочно; я объясню тебе, в чем дело. Моше потому не включил в общее число еще три сотни левитов, что эти три сотни были также первенцами в своих семьях. Нельзя было одним первенцем выкупать другого. Следовательно, как и было записано в Торе, первенцев израильтян действительно было на 237 человек больше, чем левитов".

Военачальник сразу согласился с объяснением р. Иоханана и отпустил его.

Какие виды служения выполняли левиты

Ашем повелел Моше: "Приведи колено Леви и приставь его к Аарону-коэну, дабы они прислуживали ему (3:6).

Они Мои по праву, ибо служат вместо первенцев, которых Я спас, наслав на египтян Казнь Первенцев.

Левиты избраны навечно. Они будут служить в Миш-кане и в Храме". В то время как козны выполняли жертвенное служение, принимая и разбрызгивая кровь и сжигая внутренности животных, у левитов были другие обязанности:

о В пустыне они переносили Мишкан и его части и отвечали за сохранность сосудов Мишкана,

49

о В Мишкане и в Храме они пели в хоре и играли на музыкальных инструментах во время ежедневной жертвы, а также в других случаях.

о Они открывали и закрывали ворота.

о Они оберегали священные сосуды от прикосновения некоэнов.

о По ночам они стояли вокруг Мишкана и Храма в качестве почетной стражи.

о Одни левиты служили в казне Святилища главными казначеями, другие — помощниками казначеев.

Моше разделил коэнов и левитов на восемь групп, известных под наименованием мишмарот (стражи). Каждый мишмар выполнял в Мишкане все виды служения в течение одной полной недели, после чего его сменял другой мишмар.

Введенная Моше система сохранялась вплоть до времен царя Давида, который учредил двадцать четыре стражи.

В этом отрывке обсуждается только одна из многочисленных обязанностей левитов — переноска Мишкана и его священных сосудов во время скитаний народа Израиля в пустыне.

У каждого из трех родов левитов были свои собственные обязанности по переноске, и ни один род не мог меняться ими с другим.

о Кеат — люди из рода Кеата были назначены носильщиками Арона и священных сосудов Мишкана (как будет подробно пояснено в конце этого раздела).

о Гершон — люди из рода Гершона несли принадлежавшие Мишкану тканые предметы: завесы и полотнища. Об их обязанностях говорится в разделе Насо.

50

о Мерари — люди из рода Мерари несли брусья и подножия Мишкана. Их обязанности поясняются в разделе Насо.

Как готовили к походу священные сосуды Мишкана

Перед походом каждый из священных сосудов Мишкана заворачивали в два покрова. Обычный покров был сделан из шерстяной ткани голубого цвета и символизировал покоящуюся на этом сосуде Шехину, а второй, защитный, покров — из кожи тахаша. (См. раздел Трума в книге Шмот). Некоторые сосуды требовали особых покровов. Это были шулхаи, внешний Жертвенник и Арон.

о Шулхан (стол) — двенадцать лэхем апаним (хлебов предложения) никогда не убирались со стола. Вначале Шулхан вместе с хлебами оборачивали голубой тканью. Затем Шулхан со всеми его вспомогательными принадлежностями — блюдами, ложками, чашами — накрывали голубой тканью, а поверх нее — слоем шерсти пурпурного цвета. И, наконец, все это оборачивали в покров из кожи тахаша.

Зачем оборачивали Шулхан и его принадлежности в пурпурную шерсть?

Шулхан — символ династии Давида. Внутренний слой синей ткани символизировал самого Давида, праведника. Пурпурный цвет намекал на прегрешения (как описано у Иешаяу). Пурпурная ткань символизировала сыновей Давида, грехи которых привели к разделению царства. Небесно-голубая и пурпурная ткани были покрыты сверху кожей тахаша — символ того, что в конце концов царство Давида будет воссоединено {Бемидбар раба 4:14, Эц Йосэф).

о Внешний Жертвенник был обернут под внешним покровом из кожи тахаша тканью пурпурного цвета.

Пурпурный цвет намекал на то, что благодаря жертвам, приносимым на этом Жертвеннике, евреи избавлялись от

51

необходимости расплачиваться за свои прегрешения несчастьями и страданиями.

Перед походом огонь на Жертвеннике не гасили. Перед тем, как обертывать Жертвенник тканью, коэны накрывали огонь сверху большим медным горшком, чтобы он не прожег ткань.

о Арон (Ковчег) — процедура укрытия Арона отличалась от обертывания других сосудов. О ней будет рассказано в следующем параграфе.

о Менора — покрытую голубой тканью Менору клали в большой мешок из кожи тахаша. Этот мешок затем привязывали к шесту (ибо у Меноры не было собственных шестов).

Ашем предупреждал, что никому не позволено рассматривать священные сосуды во время их укрывания.

Человек, пристально смотревший на Арон, священнейший из сосудов, мог погибнуть. Почему Ашем запретил разглядывать священные сосуды во время подготовки их к походу?

1.  Степень почитания кого-то или чего-то часто определяется внешним видом человека или предмета. Например, любой незнакомец в богатом одеянии поначалу покажется другим важной персоной. И, наоборот, знатный человек, надевший простой костюм, принизит свое достоинство в глазах окружающих.

Рассматривание каким-либо человеком священных сосудов во время их подготовки к походу могло преуменьшить его уважение к ним.

2.  Этот запрет вытекает из кабалистических представлений, вознесенных над нашим пониманием. Когда Арон находился в Святая Святых, покоившаяся в нем Шехина являла себя в одном обличье. Когда же Ковчег изымали оттуда, Шехина выглядела уже иначе. Поэтому непозволительно было смотреть на Арон, когда его снимали с подобающего ему места в Святая Святых.

Обязанность покрывать все священные сосуды Ашем первоначально доверил левитам. Однако некоторые ле-

52

виты не могли устоять перед искушением взглянуть на Арон, ибо они жаждали увидеть Шехину. Они умирали в тот же миг.

Тогда Ашем повелел, чтобы не левиты, а коэны подготавливали священные сосуды к походу.

Коэны были предпочтительнее для выполнения этой задачи по следующим соображениям:

1.   Ко всем своим обязанностям коэны относились с безукоризненной точностью и добросовестностью. На них можно было положиться — они совладают со своим желанием взглянуть на священные сосуды.

2.  Даже если коэн забудется и посмотрит на Арон, он может быть избавлен от наказания смертью, ибо уровень его святости высок.

Перед каждым переходом коэны оборачивали все священные сосуды в предназначенные им покровы. Затем они призывали левитов из рода Кеата.

Каждый из сынов Кеата подходил к тому сосуду, который он назначен был нести, и коэны прилаживали шесты на его плечи.

Особые законы о подготовке священного Ковчега к переходу;

о том, как Ковчег сверхъестественным образом нес себя сам

Перед каждым переходом Арон оборачивали в парохет (Разделяющую Завесу перед Святая Святых).

Коэны опасались, что, если для снятия Завесы они будут вставать на лестницы, их может одолеть искушение взглянуть на Арон. И они придумали необычный способ отцепления Завесы:

С помощью длинных шестов коэны снимали Завесу со вделанных в столбы крюков, на которых она висела, а затем осторожно опускали ее вниз, пока она полностью не покрывала Арон, таким образом Арон ни на мгновенье не оставался открытым для взоров. Затем они расстилали поверх Завесы еще одно голубое покрывало.

53

Ни один другой сосуд не оборачивали в голубую ткань снаружи; так поступали только с Ароном, чтобы привлечь внимание к его особой святости. Священнейший из сосудов соответствовал Престолу Небесной Славы. Голубой покров призван был напомнить всякому, кто посмотрит на него, о значении Арона.

Ритуал переноски Арона также был особым:

о Четыре носильщика Арона должны были идти, обратившись к нему лицом. Поэтому двое передних носильщиков шли пятясь.

о Перенося Арон, сыны Кеата пели песнь Ашему (подобно ангелам, которые приближены к Шехине и оттого поют песнь Ашему).

Когда переносчики Арона брались за свои шесты, происходило удивительное чудо. Не только сам Арон явственно становился невесомым, но и его носильщиков поднимало и влекло вперед. Это чудо всенародно было явлено, когда сыны Израиля под водительством Иеошуа достигли Иордана десятого нисана 2488 года.

Стояла весна, и Иордан вышел из берегов.

Иеошуа сказал народу: "Ашем сотворит сейчас чудо, которое ясно покажет, что Он обитает в вашей среде. Оно поможет убедить вас в том, что Он изгонит язычников из Ханаана".

Иеошуа приказал коэнам, которые по такому особому случаю несли Арон вместо левитов, ступить в воды Иордана.

В тот миг, когда ноги коэнов погрузились в реку, ее течение внезапно остановилось и вода стала рядом с ними стеной, поднявшись до огромной высоты. Так как с другой стороны от коэнов река продолжала течь, они оказались стоящими на сухом речном дне.

Иеошуа приказал, чтобы весь народ пересек русло Иордана, пока коэны с Ароном стоят на месте. Когда же весь народ перешел реку, Иеошуа велел

54

коэнам вернуться обратно на восточный берег. Как только они это сделали, водяная стена рухнула и воды устремились вниз по течению.

Коэны, носильщики Арона, были теперь отделены от своих соплеменников, стоявших на западном берегу реки. И тогда Арон сверхъестественным образом перенес коэнов к сынам Израиля над водами реки.

Все видели как Арон нес своих носильщиков. И так было всегда.

Маараль поясняет, что как животворящая душа поддерживает тело, так и Арон, — душа и духовное содержимое Миш-кана, — поддерживает своих носильщиков.

Это чудо — "Ковчег, поддерживающий своих носильщиков", — учит нас важнейшему принципу. Еврей обычно не сомневается в том, что он "поддерживает Тору", но забывает о том, что Тора "поддерживает его".

Во времена царя Давида один человек по имени Уза, увидев, что волы наклонили повозку и вот-вот сбросят Арон наземь, взялся за него рукой, и Небо поразило его за это смертью (II Шмуэль 6:6-7). Ашем сказал: "Арон носит даже своих носильщиков. Тебе следовало верить, что уж тем более он поддержит себя самого!"

Ашем повелел, чтобы в Святилище выполняли следующие четыре действия, которые Сам Он осуществляет совсем иначе, неизмеримо более совершенным способом, чем мы.

о Он заповедал сынам Кеата нести Его Арон, хотя Сам Он поддерживает всю вселенную.

о Он заповедал коэнам и левитам охранять Мишкан, хотя Сам Он — Страж всему миру.

о Он заповедал, чтобы в Святилище возжигали Менору, хотя Сам Он дает свет всему миру.

55

о Он повелел приносить жертвы на Его жертвеннике, хотя Сам Он подкрепляет и питает все живое.

Сказанное подтверждает, что Ашем для того установил все мицвот, чтобы духовно возвышать нас в этом мире и в мире, который придет ему на смену.

Сынов Кеата подвергают исчислению, чтобы распределить их для служения

Из трех родов левитов — Гершона, Кеата и Мерари — одному, а именно роду Кеата, была поручена обязанность переносить священные сосуды.

Хотя сын Леви Гершон был старше Кеата, эта более почетная работа была поручена роду Кеата по таким соображениям:

1.  Ашем оказывал тем самым честь Моше и Аарону, которые вели свою родословную от Кеата.

2.   Сыны Кеата выделялись среди других родов левитов своей полной погруженностью в Тору и служением, доходившим до забвения всех мирских забот. Кроме того, они часто собирали людей, чтобы наставлять их в Торе.

Они несли Арон, Завесу, Менору, Шулхан, Жертвенники и все их принадлежности. Эти священные сосуды они должны были переносить на своих плечах. Левитам же из других родов разрешалось везти свой груз на повозках.

Ашем повелел Моше пересчитать потомков Кеата как людей из первого среди левитов рода и определить их обязанности. Эта перепись устанавливала число левитов, подходящих для служения. Поэтому в нее включались лишь мужчины от тридцати до пятидесяти лет — возраст служения левитов в Мишкане. Элазар, третий сын Аарона, поставлен был управляющим над сынами Кеата. Он назначал на работу и определял, кто будет нести какой сосуд во время перехода.

56

Сам Элазар нес в правой руке масло для возжигания Меноры, в левой — воскурения, в подвешенном на плечо сосуде — муку для ежедневного жертвоприношения, а на поясе — небольшую бутыль с маслом помазания.

Рамбан (4:16) поясняет, что все эти предметы были очень тяжелыми: полный запас воскурений составлял 368 маот; годовой запас масла — 183 лога, а, кроме этого, Элазару приходилось нести еще и муку для жертвоприношений по крайней мере на один, а возможно, и на несколько дней. Следовательно, Элазар был очень силен; мы уже знаем, что Моше и Аарон были также необыкновенными силачами.

Перед каждым выступлением в поход люди Кеата начинали спорить между собой о том, кому достанется привилегия нести Арон. Хотя они прекрасно знали, что многие их братья лишались жизни из-за малейшей неточности по отношению к Ковчегу, они тем не менее считали высшей честью нести этот святейший из сосудов. Получая от Элазара назначение, каждый из них требовал: "Дай мне нести Арон, а не Шулхан (Менору или другой сосуд)!"

Чтобы избежать этих постоянных споров, Ашем повелел Моше и Аарону: "Приставьте к Арону постоянных носильщиков, а не назначайте перед каждым переходом новых. Вы, Моше и Аарон, благодаря духу святости, распознайте, кто из сынов Кеата достоин нести Арон. Выбирайте наисвятейших из рода сего".

В завершение Ашем строго предостерег всех коэнов: до тех пор не призывать сынов Кеата к исполнению их обязанностей носильщиков святых сосудов, пока сосуды не будут целиком укрыты покровами. Если сыны Кеата станут разглядывать святые сосуды или дотрагиваться до них, когда те будут неприкрыты, они могут погибнуть.

"Справедливо ли это? — спросил Моше Ашема. — Или Ты заботишься только о том, как избавить от смерти сынов Кеата? Разве тебе безразличны коэны, которым предстоит оборачивать святые сосуды?"

"Коэны не погибнут от того, что будут смотреть на них, — заверил Ашем Моше. — Ведь коэны — святые из

57

святых. Поэтому, представ перед непокрытыми сосудами, которые тоже святые из святых, они не претерпят никакого ущерба. Сыны Кеата менее святы, чем коэны, и потому лицезрение святых сосудов повредит им".

Ашем обещал, что каждый из трех родов левитов — Гершона, Кеата и Мерари — продлится вовеки. По своему значению роды левитов стоят в одном ряду с целыми коленами; посему так же, как и колена, они не прервутся до пришествия Машиаха.

58

НАСО

Отбор левитов из рода Гершона для служения

После того, как Моше пересчитал семьи левитов, происходивших от Кеата, и дал им указание об их обязанностях, ему велено было исчислить сынов Гершона, чтобы определить, кто из них годен для служения.

Затем сыновья Аарона определили обязанности каждого левита, а Итамар, четвертый сын Аарона, был поставлен постоянным начальником над сыновьями Гершона.

Левиты, принадлежавшие к роду Гершона, должны были:

1.  Готовить к походу полотнища, завесы, покровы и ширмы внутреннего двора и нести их.

2.  Петь во время каждодневных утренних и полуденных приношений, а также при всех общинных приношениях олот и при общинных приношениях шламим в праздник Шавуот.

В хоре левитов должно было участвовать не менее двенадцати певцов, а желательно и больше; обычно хору вторили музыкальные инструменты. Быть музыкантами разрешалось даже нелевитам.

Стоя во дворе, люди слышали оркестр и хор левитов.

В Храме в каждый день недели хор пел определенную главу из книги Теплим.

59

В первый день недели — "Ашему принадлежит земля и все наполняющее ее, вселенная и все живущее в ней" {Теплим 24:1).

Этот стих хорошо подходил для первого дня недели, ибо он напоминает нам о первом дне Творения. Ашема нельзя было тогда не признать единственным властелином, ибо в тот день никого не существовало — даже ангелы еще не были сотворены.

Во второй день — "Велик Ашем и всехвален во граде нашего Б-га, на горе Его святости" (Теплим48:2).

Во второй день Творения Ашем восставил твердь разделять верхние и нижние воды и назначил верхние сферы Своим обиталищем. По подобию с этим Он предустановил в нижнем мире место особой святости, где Он будет обитать, — "град нашего Б-га, гору Его святости".

В третий день — "Б-г стоит в собрании судей" (Теплим 82:1).

В этот день Б-г собрал воды в моря, осушив тем самым материки, которые будут потом заселены людьми. Но людям разрешено было жить там лишь при условии, что они будут творить справедливость — один из столпов, на которых утверждено человечество. Если же люди извратят справедливость, то Ашем повелит морям затопить сушу, как и случилось потом с людьми из поколения Потона.

В четвертый день — "Б-г отмщения, Ашен, Б-г отмщения, яви Себя!" (Теплим94:1).

В этот день были сотворены небесные тела. Впоследствии Ашем накажет всех тех, кто поклонялся им.

В пятый день — "Радостно пойте Б-гу, Твердыне нашей, с ликованием восклицайте Б-гу Яакова" (Теплим 81:2).

В тот день Всемогущий сотворил миллионы видов птиц и

рыб. Всякий, кто лицезреет их, радостно провозглашает

хвалу Создателю.

60

В шестой день — "Ашем царствует; Он облечен величием; облечен Ашем могуществом и препоясан*' (Теилим

93:1)

Этот стих подходит для шестого дня, дня завершения великолепного Творения, когда величие Ашема явственно засияло над всей вселенной.

В шабат — "Псалом, песнь на день субботний" (Теплим 92:1).

Этот стих имеет в виду не только тот шабат, что повторяется каждую неделю, но и эпоху, которая наступит после Искупления, — "великий Шабат в истории людского рода".

Еженедельный шабат дан был нам как образец для грядущей эры, эры бесконечного и вечного добра. Подобно тому, как трудимся мы всю неделю, чтобы почтить шабат лакомыми яствами, готовим мы себя в этом мире к миру грядущему, когда вкусим мы плод наших трудов. С разрушением Храма исчезла красота всех этих песен. В наших сегодняшних песнях не звучит святость или гармония духовного совершенства, присущая тем песнопениям, что звучат в Храме.

После разрушения Первого Храма император Нэвухаднэцар пригнал в Вавилон группу плененных левитов. Глядя на их плач и стенания, он воскликнул: "Почему так печально? А ну-ка, давайте повеселее! Пока я не начал обедать, поиграйте-ка мне и моим богам на кинорах, как игрывали вы для вашего Б-га!"

Переглядываясь друг с другом, левиты зашептали: "Ни за что! Мы, которые играли в Храме для Всемогущего, будем теперь играть для этого коротышки (Нэвухаднэцар был маленького роста) и для его идолов?! О, если бы мы пели для Всемогущего с большим усердием, мы никогда не очутились бы в изгнании!"

Но как могли они и в самом деле не подчиниться приказу пленившего их властителя?

План возник сразу же. Каждый левит, не колеблясь, отсек себе большой палец правой руки. Воздев

61

 

 

previous                                                                                                                                                next

Home
Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map