Jewish Book Favorites 
(Russian Language)
from the Jewish Russian Library

Home

Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map

     
   

г

о Она выставляла напоказ свои подкрашенные ногти; поэтому под воздействием вод ее ногти выпадали.

о Она носила красивый пояс; поэтому теперь ее обвязывали простой египетской веревкой.

о Она грешила своими руками и ногами; поэтому теперь они отсыхали.

о Она угощала прелюбодея изысканными лакомствами; поэтому ее жертвоприношение состояло из ячменя — пищи для скота.

о Она подавала прелюбодею вина в прекрасных кубках, поэтому теперь ее заставляют пить горькие воды из глиняной кружки.

о Она скрывала свои поступки; поэтому теперь их предавали гласности. Когда действие горьких вод наконец проявлялось, становилось ясно, что ни один человек не может укрыться от всевидящего Ока Всемогущего,

Ее страдания, до последней мелочи соответствовавшие принципу мида кенегед мида, показывали, что Б-жествен-ное Провидение воздает каждому по делам его.

Все, что делали с сотой, кажется безжалостным, но на самом деле это шло ей во благо. Каждая часть, из которых складывались ее публичный позор и страдания, искупала ту или иную сторону ее прегрешения. Таким образом она избавлялась от гораздо больших страданий в Мире Грядущем.

Приношения соты

Коэн готовил минху (мучную жертву), приносившуюся от имени соты, муж соты давал ячменную муку для миихи.

Эта минха отличалась от обычных мучных приношений такими четырьмя особенностями:

1. Мука изготовлялась из ячменя, а не из пшеницы, как обычно.

82

Почему? Сота поступила по-скотски. Мида кенегед мида, ее приношение делалось из зерна, идущего в корм скоту.

Кроме того, она кормила прелюбодея яствами, поэтому ее приношение было из пищи животных.

2.  Для этой миихи использовался кемах — сорт муки, негодный для выпечки.

3.  Масло не смешивалось с этой минхой и не добавлялось в нее, в отличие от обычных мучных приношений.

Почему? Масло символизирует духовный свет, но эта женщина ходила во тьме.

4.  Эту минху не посыпали левоной (благовонием), хотя обычно левоной окропляли каждую минху.

Отсутствие благовония намекало на то, что сота сошла с пути цниута, "благоуханного аромата", присущего еврейскому народу.

Кроме того, Сару, Ривку, Рахель и Лею — наших праматерей, отличавшихся чистотой и скромностью, — уподобляют кторет, благовонным воскурениям. В жертвоприношении соты не было благовоний, ибо она отклонилась от пути наших праматерей.

Почему же сота вообще должна была приносить жертву?

Эта жертва даровала искупление ее мужу. Он тоже был виноват в том, что мало выговаривал жене, когда впервые заметил в ее поведении нескромность. Он не обратил должного внимания на ее поведение, что, в конце концов, привело к необходимости растворить в воде Великое и Святое Имя.

Мужу не следует гневаться на жену, когда в доме что-нибудь рвется или разбивается.

Если пролито вино, да будет он терпелив. Ашем, конечно же, в силах возместить ему потерю.

Когда разливается масло, ему не следует подымать шум из-за этого. Ашем может возместить ему и эту потерю.

Когда разбиваются блюда, пусть он терпеливо сносит это, ибо их можно заменить.

83

Но Тора предостерегает еврейского мужа: "Если заметишь, что жена твоя отклонилась от путей цниута, будь мужчиной! Действуй, а не смотри на это сквозь пальцы!"

Если он услышит, как она кричит неподобающим образом; если он замечает, что она ходит в места, куда ей не следовало бы ходить; если она одевается или веселится без должной скромности, да приступит он к действию.

Ибо перестала она блюсти цниут, стезей которого всегда шли еврейские женщины.

Чудо горьких вод

Наконец женщине давали воду, чтобы она выпила ее.

Если в этот миг ей становилось страшно и она отказывалась пить, ее ободряли такими словами: "Дочь моя, отбрось сомнения и испей эту воду. Она вредит только тому, кто согрешил. Если ты чиста, она не нанесет тебе ни малейшего ущерба".

Если она упорствовала в своем отказе, но по-прежнему утверждала, что чиста, ее силой заставляли проглотить эту воду, ибо в ней было растворено Святое Имя Ашема.

После того, как она выпивала воду, коэн выполнял обряд возмахания жертвоприношением. Подложив свою руку под руку женщины, он махал чашей, в которой находилась минха, взад и вперед, вниз и вверх, как машем мы в Суккот Четырьмя Видами. Затем пригоршню минхи сжигали на жертвеннике, а остаток отдавали коэнам.

Если женщина была виновна, горькие воды действовали мгновенно. Лицо ее явственно бледнело {мида кенегед мида, ибо она румянила и подкрашивала его с запретными помыслами); глаза вспучивались (в наказание за то, что она ради греха подкрашивала их), как и все жилы в ее теле.

"Уберите ее! — приказывали коэны, — пока она не осквернила азару".

84

Ее живот, а вслед за ним бедра вздувались. Прочие ее члены отсыхали, и она умирала.

Одновременно горькие воды свершали кару и над прелюбодеем.

Как только воды начинали действовать на соту, те же самые проявления развивались и у него, где бы он в тот момент ни находился. Они оба страдали и умирали в одно время.

Не всякая сота умирала сразу после того, как выпивала воду. Если в прошлом она поощряла своего мужа и детей изучать Тору, то эта заслуга спасала ее от немедленной смерти. Хотя все симптомы соты начинали появляться на ее теле, обезображивая его и причиняя ей физические страдания, тем не менее она оставалась в живых.

В зависимости от своих заслуг, она могла прожить после этого даже два или три года. Затем погибала ужасной смертью соты: живот ее вздувался и члены отсыхали.

Какое же воздействие оказывало испытание соты на невинную женщину?

На такую женщину воды действовали, как успокаивающее и исцеляющее снадобье. Члены ее делались крепче, лицо начинало сиять; если она страдала от какой-либо боли, то обретала исцеление.

Если она была бездетна, то впоследствии у нее рождался ребенок.

Так утверждает р. Акива. Р. Ишмаэль не принимает это мнение и приводит против него такой довод: "Если так, то все бездетные женщины уединялись бы с чужими мужчинами ради того, чтобы воды доказали их невиновность и у них появился ребенок. Ни одна скромная женщина, отказывающаяся уединяться с чужими мужчинами, не добивалась бы такого успеха!"

Р. Ишмаэль утверждает, что невиновной соте обещаны все упомянутые благословения, за исключением исцеления от бесплодия.

Если раньше у нее были только дочери, то впоследствии ей дарованы были и сыновья.

85

Если раньше роды проходили у нее тяжело, то теперь она рожала с легкостью.

Более того, Тора обещает ей, что у нее будет выдающийся и праведный сын.

Хотя всякая сота виновна была в грехе, ибо она уединялась с чужим мужчиной, пережитый ею публичный позор и унижение искупали ее проступок.

"Очи Ашема объемлют взором всю землю" {Зхарья 4:10). Прелюбодею и прелюбодейке не укрыть от Ашема свой грех.

Две сестры, очень похожие друг на друга, жили в разных городах. Муж одной из них заподозрил свою жену в неверности и пригрозил, что ее подвергнут испытанию горькими водами соты.

Эта женщина поспешно отправилась к своей сестре и призналась ей, что осквернила себя.

"Не бойся, — успокоила ее сестра. — Я приду в суд вместо тебя и выпью эту воду. Ведь нас никто не может отличить".

Они обменялись одеждой, и вторая сестра явилась в Санхедрин под видом первой. Ее подвергли испытанию соты. Она проглотила горькие воды, осталась невредимой, и ее объявили чистой от греха. Притворившись, что она хочет навестить свою сестру, она отправилась в тот, другой город. Ее оскверненная сестра вышла ей навстречу, благодаря за то, что жизнь ее была спасена. Она обняла и поцеловала ее.

В тот самый миг, когда уста сестер соприкоснулись, горькие воды пришли в действие. На теле согрешившей сестры появились ужасные симптомы соты, и она умерла позорной смертью. Пусть ни один человек не думает, что он может совершить грех и никто никогда не узнает об этом. Ашем говорит: "Не обманывайте себя мыслью, что Я не вижу или не знаю ваших дел. Мне все о них известно, и есть у Меня пути и способы предать их гласности".

86

Зачем нужны были чудеса с сотой, и почему испытания соты были прекращены

Испытание соты — одно из явных чудес, происходивших в среде народа Израиля. Ашем сотворял чудо, чтобы предохранить народ от греха прелюбодеяния и поддерживать высокий уровень святости.

Горькие воды оказывали свое действие только в том случае, если муж подозреваемой женщины сам был чист от греха безнравственности, и, более того, всю жизнь безупречно соблюдал законы Торы, касающиеся его отношений с женой.

Если же он не удовлетворял этим условиям, горькие воды никак не проявляли своей силы.

Во времена Второго храма нравственность еврейского народа, которая находилась на высочайшем уровне, пришла в упадок. Поэтому горькие воды не оказывали действия, и Великое и Святое Имя стиралось втуне.

Незадолго до разрушения Второго Храма Санхедрин, которым руководил рабби Йоханан бен Закай, решил прекратить отправление этого обряда. Народ Израиля уже не отличался тем высочайшим уровнем нравственности, который требовался для свершения этого чуда.

Мы должны стремиться к этому предписанному Торой уровню, защищая наши дома от проникновения чуждых представлений о нравственности. Шехина может обитать только в таком доме, где мысли, слова и дела всех членов семьи проникнуты святостью.

Если поступки главы семьи не преисполнены святости или если он не выговаривает своей жене и домочадцам за допущенное ими умаление святости, то он совершает прегрешение.

Писание {Иов 5:24-26) говорит нам: "И узнаешь, что твой шатер в безопасности, и будешь смотреть за своим домом и не согрешишь. И увидишь, что твое семя многочисленно, и твоя поросль как трава на земле. Подойдешь к своей могиле с обильной

87

жатвой, как всходит во время свое полновесный

сноп пшеницы".

Назир

Если человек хотел дать обет незирута (назорействй), то он должен был следовать законам, перечисленным в этом разделе.

Эти законы входят в категорию добровольных обетов, принимаемых отдельными людьми (раздел Матот, БемДД-бар 30).

Тем не менее они помещены были здесь:

1.  Потому что законы о незируте отличны от законов, касающихся обычных людских обетов.

2.  Тора хотела поместить их рядом с законами о соте, чтобы навести на мысль о том, что человеку, видевшему, как соту подвергали всенародному позору, и понявшему, таким образом, пагубное влияние неумеренного питья (ведущего к безнравственности), следовало подумать об обете воздержания от вина.

По каким причинам человек мог захотеть стать нази-ром?

Это могло произойти из-за какого-то неприятного случая в его жизни, вызванного вредоносным действием вииа. Это желание могло возникнуть также из уверенности человека в том, что воздержание от земных радостей будет для него благом. Он мог почувствовать, что слишком занят служением своему телу и не может сосредоточиться на изучении Торы и на мицвот. Только решительный шаг, который круто изменил бы его привычки и заставил его отказаться от своих обычных удовольствий, может спасти его. И поэтому он мог дать обет, что станет на какое-то определенное время назиром, в надежде на то, что достигнет таким образом святости, которая возвысит его и сделает лучше, чем он был прежде, хоть она и покинет его по прошествии срока незирута.

Человек, — будь то мужчина или женщина, — произнесший слова: "Я хочу стать назиром (иезирой)", обязан в следующие тридцать дней воздерживаться от:

88

1)  вина и всех блюд и напитков, получаемых из винограда;

2)  стрижки волос;

3)  прикосновения к мертвому телу.

Почему Ашем запретил назиру пить вино, стричь волосы и дотрагиваться до покойников? Нам было бы понятнее, если бы Тора постановила, что назир должен воздерживаться от услаждающих вкус блюд и напитков или отказаться от красивой одежды, лишить себя сна.

Согласно некоторым толкователям, человеческий разум не в силах постичь, почему мы освящаемся, выполняя именно эти предписания (р. Ицхак Шмуэль из Рижина).

Хинух объясняет, что в Торе выбраны именно эти ограничения, потому что, хотя они, в отличие от поста, и не ослабляют тело, но помогают человеку властвовать над своими желаниями.

Обсудим же теперь эти запреты подробнее.

1.  "Назиру нельзя пить вино". Человек, выпивший вина, теряет ясность мысли (и потому не может выносить суждения по вопросам алахи). Употребление спиртного — одна из главных причин безнравственного поведения.

Кроме того, воздерживающийся от вина отстраняет себя от участия в вечеринках и пирушках. А раз он не сидит с приятелями за чашей, у него находится время задуматься над своей жизнью. Он пересмотрит свои, пути и деда и исправит их.

Назиру запрещено не только пить вино, но даже есть виноград или изюм, включая косточки и кожуру.

Если он близко подходит к винограднику, его предостерегают: "Не ходи через него, ступай в обход!"

Так мудрецы учат нас принципу, что наилучший способ остеречься греха — сторониться всякого искушения.

2.  "Ему нельзя стричь свои волосы".

Люди стригут волосы для того, чтобы выглядеть привлекательнее. Отпуская длинные волосы и, как того требует закон, сбривая их начисто по окончании незирута, на-

89

зир изгоняет помыслы об украшении своего тела. Таким образом он сторонится суетных желаний.

Хотя длинные волосы назира не соответствуют нашему представлению о красоте, Тора называет их венцом (6:7). На назире покоится Шехина, ибо он соблюдает законы незирута.

3. "Назиру нельзя дотрагиваться до покойника". Почему назиру запрещено всякое соприкосновение с мертвым телом?

Всякого, кто сам себя освящает, Небо удостаивает дополнительной святости. Всемогущий награждает назира такой же святостью, какой обладает первосвященник. Как первосвященнику нельзя осквернять себя даже ради ближайших родственников, так и назиру запрещено стать ритуально нечистым даже ради ближайших родственников.

Высочайшая его святость не может терпеть нечистоты, причиняемой мертвым телом.

Завершение незирута

Когда истекает срок незирута, назиру нельзя пить вино, пока он не принесет жертвы.

Он должен принести следующие три вида жертв:

о овечку в жертву хатат. о барашка в жертву ола.

о барана в жертву шламим, которая должна сопровождаться принесением минхи.

К рабби Шимону бен Шетаху явились триста человек, давших обет стать назирами. Они просили его разрешить задачу, заключавшуюся в том, что у них не было средств на покупку животных, которых требовалось принести в жертву по окончании незирута,

Рабби Щимон бен Шетах изучил их обстоятельства и смог отменить обеты ста пятидесяти из них. Однако он не видел, как можно отменить обеты остальных. Поэтому он стал обдумывать пути и спо-

90

собы, чтобы собрать ту большую сумму, которая требовалась для приобретения жертвенных животных.

Он решил попросить деньги в дар у царя Яная. Царь приходился р. Шимону шурином, будучи женат на его сестре Шломцион.

Р. Шимон бен Шетах сообщил царю: "Ко мне пришли триста неимущих назиров, так что нужны деньги на девятьсот жертв. Из своих средств жертвую половину этой суммы и прошу покрыть другую половину".

Впечатленный щедростью р. Шимона бен Ше-таха, Янай заплатил за половину жертв.

Однако вскоре осведомители сообщили ему: "Р. Шимон бен Шетах не потратил на эти жертвы ни гроша. Твой дар был единственным".

Царь разгневался, и рабби Шимону бен Шетаху пришлось бежать.

Через некоторое время царь пригласил знатных посланцев из Персии отобедать за его столом.

"Обычно здесь был один мудрец, говоривший нам слова мудрости, — заметили они. — Где же он?"

Янай велел своей жене Шломцион приказать ее брату, р. Шимону бен Шетаху, вернуться во дворец.

"Он не сделает этого, — ответила она, — пока ты не дашь слово, что ему не причинят никакого вреда. В знак согласия пошли ему свой перстень".

Янай так и сделал, и р. Шимон возвратился и занял свое место за царским столом.

Янай спросил у него: "Почему ты бежал?"

"Мне сказали, что ты гневаешься на меня. Посему я последовал совету Торы, которая говорит, что мудрый скрывается, пока недобрые времена не пройдут", — ответил р. Шимон.

"Зачем же ты обманул меня? — сердито спросил Янай. — Ты ведь не пожертвовал назирам ничего. Их было всего сто пятьдесят, а не триста, как ты говорил".

91

г

"Упаси Б-г, чтобы я обманывал тебя! — воскликнул р. Шимон бен Шетах. — На самом деле вначале назиров было триста, но я нашел способ отменить обеты половине из них. Таким образом я управился с половиной с помощью моих познаний в Торе и попросил, чтобы ты со своими деньгами позаботился о второй половине. Когда я говорил: "Я даю из своих средств", я имел в виду тот род богатства, которым владею, — мои знания".

"Ежели так, то почему ты не сказал мне, что требовалось заплатить за жертвы только ста пятидесяти назировТ — настаивал Янай.

"Потому что знал, — ответил р. Шимон бен Шетах, — пока я не дам тебе понять, что тоже вношу свою долю, ты не согласишься пожертвовать деньги".

Почему от назира требовалась жертва хатат — жертва за грех?

Согласно одному из мнений мудрецов, человек, давший обет стать назиром, совершает грех. Тора разрешает ему удовольствия и хочет, чтобы он их вкушал, а он воздерживается от них.

Обет незирута — решительный шаг. Давать его нежелательно, если человек не чувствует, что такая мера необходима для самоусовершенствования. Предпочтительнее сдерживать себя в употреблении вина и земных удовольствий, не давая при этом обета воздержания.

После шхиты жертвы шламим назир сбривал все волосы на теле. Волосы эти становились священными и их бросали в жертвенный огонь, когда приносили шламим.

Что должен был сделать назир, если он становился ритуально нечистым

Если во время своего незирута назир дотрагивался до мертвого тела, он отсчитывал семь дней очищения от не-

92

чистоты. На седьмой день его брили, а на восьмой он должен был принести:

о ягненка в жертву ашаьт.

о

птицу в жертву хатат;

о птицу в жертву ола.

Все истекшие дни его незирута становились недействительными, и он должен был начать незирут заново.

Обычно первосвященник Шимон Праведный не ел от тех жертв, что приносил назир, случайно ставший нечистым. (Он полагал, что большинство назиров, которым приходилось начинать свой незирут заново, сожалели о том, что вообще дали этот обет. Поэтому их незирут не был полностью посвящен Небесам).

Но однажды он сделал исключение и вкусил от такой жертвы. Шимон Праведный рассказывал: "Тот назир, что пришел ко мне, был юношей с юга (где люди, как известно, по натуре пылки и страстны). Лицо его, покрытое румянцем, обрамляли дивные курчавые локоны. Красота его бросалась в глаза.

Я сказал ему: "Разве ты не знал, что когда окончится срок твоего незирута, тебе придется пожертвовать своими прекрасными кудрями? Почему ты решил стать назиром?"

Юноша ответил: "Я не ведал о том, как я выгляжу, пока однажды не увидел свое отражение в воде. И вот, когда я открыл свою красоту, я почувствовал, как мое дурное начало одолевает меня и склоняет к прегрешениям.

Но я сразу осознал опасность и сказал себе: "Неужели же возгоржусь я из-за своей наружной красоты, которая дана мне лишь на время? Я даю обет лешем шамаим (во имя Небес) стать назиром и сбрить свои волосы".

93

"Я встал, — непременно отмечал Шимон Праведный, — и поцеловал его в лоб. "Пусть больше будет назиров, подобных тебе!" — сказал я ему".

Обет этого назира достоин одобрения, ибо дан был лешем шамаим, в тот самый миг, когда ецер ара распалил огонь в его душе. Шимон Праведный был уверен, что и дополнительный срок своего незирута этот назир завершит лешем шамаим, не тая в сердце сожаления о данном обете.

Биркат коаним — благословение коэнов

Коэнам было заповедано благословлять еврейский народ каждодневно во время дневных молитв.

В наши дни в диаспоре коэны благословляют народ только в дни праздников. В Эрец Исраэль, однако, они делают это ежедневно.

Коэны благословляют народ во время утренней молитвы, так как им запрещено произносить благословения, выпив перед этим вино, а во время трапезы могли употребить алкогольные напитки.

Благословение коэнов произносится в завершении молитвы шмонэ эсре.

Ашем велел Моше заповедать коэнам: "Так благословляйте сынов Израиля..."

"Так" означает, что коэны должны даровать благословение следующим образом:

о стоя;

о воздев руки к Небу.

Почему они еще и раздвигают пальцы?

Когда евреи узнали, что благословлять их будут коэны, они зароптали.

"Властелин Вселенной, — сказали они, — почему Ты благословляешь нас через коэнов? Мы хотим, чтобы Ты благословлял нас без посредников!"

И ответил Ашем: "Хоть Я и повелел, чтобы коэны благословляли вас, Я тоже буду при сем".

Когда коэны раздвигают пальцы, образовавшаяся между ними пустота как бы подразумевает "Сам Всемогущий стоит за нами". В Храме Шехина пребывала за плечами коэнов, и ее можно было бы увидеть через промежутки между их пальцами. Народу запрещено было смотреть на Шехину во время коэнского благословения. (В наши дни во время благословения не принято смотреть на коэнов.)

Кроме того, коэны должны:

о повернуться лицом к общине;

о произносить благословение на лашон акодеш, в Храме — произносить четырехбуквенное Имя Ашема так, как оно написано.

Ашем предварил это благословение необычным выражением: "так", намекая на нашего праотца Авраама, которого Он благословил такими словами: "Таким будет твое потомство" {Берешит 15:5).

Какое же благословение крылось в этих словах?

Один путник сбился с дороги. День за днем влачился он, утомленный, по выжженной солнцем горячей земле пустыни. Ни тропы, ни жилья, ни души кругом. Он уже выпил последние капли воды, что была у него во фляге, и язык его присох к гортани от жажды.

Вдруг он заметил поодаль дерево. Если на этой почве смогло вырасти дерево, подумал он, то поблизости должна быть вода.

К своему ликованию рядом с деревом он обнаружил ключ со свежей водой. Ветви дерева сгибались под тяжестью плодов. Путник пригоршнями зачерпывал чистую воду, потом поел плодов и, сломленный усталостью, погрузился в сон в тени дерева.

Пробудившись, он почувствовал себя освеженным и ободренным, ибо восстановил свои силы.

94

95

"Дерево, дерево, как мне благодарить тебя? — воскликнул он, преисполненный признательности. — Я хотел бы пожелать тебе, чтобы твои ветви были прекрасны, но они и так уже прекрасны. Или благословить тебя плодами, услаждающими вкус? Но плоды твои и так необычайно вкусны. Или тенью, дарующей прохладу? Но она уже есть у тебя. Или водой? Но ключ, что рядом с тобой, пенист и свеж.

Ты благословенно всеми мыслимыми совершенствами. Посему я могу дать тебе лишь одно благословение: пусть все ответвления от твоего корня взрастут и станут в точности подобны тебе".

Так и Ашем подыскивал, какое бы благословение даровать Аврааму. "Авраам, — сказал Он, — какое благословение Я могу дать тебе? Что ты будешь безупречным праведником? Ты таков и есть. Чтобы освятить Мое Имя, ты не убоялся быть брошенным в пылающую печь; ты открыл постоялый двор, дабы давать пристанище путникам и приводить их под крыло Шехиньг, по всему свету ты разнес весть о Моем Имени.

Что жена твоя будет праведницей? Она уже такова. Чтобы праведниками были твои домочадцы? Они и сейчас праведны.

У меня есть для тебя лишь одно благословение: "Таким будет твое потомство, — да будет твое потомство во всем подобно тебе!"

Ашем предварил коэнское благословение словом "так", дабы указать, что истинное благословение для еврейского народа в том, чтобы каждый из его сынов вырос таким, как наши праотцы.

Перед биркат коаним коэны произносят такое благословение: "Благословен Ты, Ашем, наш Б-г, Царь Вселенной, освятивший нас святостью Аарона и заповедавший нам благословлять Твой народ, Израиль, с любовью".

Почему в этом благословении упоминается Аарон?

Коэны, потомки Аарона, удостоены чести даровать народу Израиля благословение миром в честь Аарона, любившего мир и устанавливавшего согласие всюду, где он замечал споры или раздоры.

Биркат коаним состоит из трех стихов.

1. Первый стих: "Да благословит тебя Ашем и охранит тебя" (6:24). В этом стихе дается обещание материальных богатств и успехов,

"Да благословит тебя Ашем" — богатством "и охранит тебя" — от расхитителей.

Один храбрый солдат оказал своей стране большую услугу. Его призвали к императору, чтобы он получил награду. Император подарил ему сундук, в котором было сто золотых монет высокого достоинства. Обрадовавшись свалившемуся на него богатству, солдат уложил сундук под седло и верхом отправился домой. Когда он ехал по безлюдной горной тропе, на него внезапно напали разбойники. Они одолели его и отобрали сундук.

Таким образом богатство его исчезло вскоре после того, как было обретено.

Награждая кого-нибудь, ни один царь не может полностью обезопасить его от различных напастей: кражи, потери, болезни или смерти, которая не даст получившему награду насладиться ею.

Только Царь Царей может охранить от всего этого. Поэтому, пообещав материальное богатство, Ашем дает затем обещание, что Он охранит нас от тех несчастий, которые могли бы лишить нас возможности наслаждаться этим богатством.

Кроме того, слова "Да охранит тебя Ашем" относятся также к защите от ецер ара.

Материальное богатство порождает новый вид желаний. Деньги, растрачиваемые на излишества, становятся не благословением, а проклятием. Поэтому за словами "Да благословит тебя Ашем" богатством следуют слова "и охранит тебя" — от разбазаривания богатства на пред-

96

97

меты роскоши. Пусть деньги будут потрачены на Тору и на мицвот.

В этом первом стихе биркат коаним содержится всего три слова, соответствующих трем нашим праотцам — Аврааму, Ицхаку и Яакову. Мы молим Ашема вспомнить Свой завет с праотцами.

2.  Второй стих несет в себе духовное благословение: "Да озарит тебя Ашем светом Своей Шехины (когда

изучаешь Его Тору) и да одарит Он тебя мудростью, пониманием и знанием Его Торы".

Что означают слова "Да одарит Он тебя?"

Слово "одаривать", родственное слову "даром", означает привязанность, не объяснимую логикой или разумом.

Это понятие иллюстрируется следующими словами наших мудрецов:

Есть три всем известных примера необъяснимой привязанности:

о муж считает прелестной свою жену;

о человек уверен, что его родной город приятнее всех прочих (хотя чужаки могут считать этот город весьма неприятным местом);

о человек, купивший некую вещь, чувствует к ней особую привязанность.

Во всех этих случаях логика бессильна понять существующее отношение.

Таким же образом и мы просим Ашема, чтобы Он удостоил нас Своих благословений, даже если мы не заслуживаем их. Мы хотим, чтобы благословения были даны нам в подарок, в знак милости Ашема, вызванной Его любовью к народу Израиля.

Этот стих состоит из пяти слов, что соответствует пяти книгам Торы. Тора была дарована нам в честь трех наших праотцев (на них намекали три слова первого стиха).

3.  Третий стих выглядит так: "Да обратит Ашем Свой лик к тебе (когда ты молишься Ему) и даст тебе мир (где бы ты ни был)".

98

Третий стих — кульминация двух предыдущих. Мы желаем материального и духовного благословений только для того, чтобы получить заключительное благословение

—   близость к Ашему, истолковывающуюся как добродетель и мир. Слова "да обратит Ашем Свой лик к тебе" означают, что Ашем Сам будет заботиться о каждом еврее,

—  самые близкие взаимоотношения, которые, в конечном счете, обещаны еврейскому народу. (В наши дни, в эпоху изгнания, Ашем "скрывает" Свой лик.)

Все наши благословения завершаются обещанием "мира", ибо ни одно благословение не приносит радости, если человек лишен мира.

Этот, третий по счету, стих состоит из семи слов, что соответствует семи небесам, — намек на то, что коэны желают еврейскому народу: "Да благословит тебя Тот, Кто обитает на семи небесах".

В трех стихах биркат коаним в совокупности насчитывается шестьдесят букв.

Что означает этот стих: "Вот ложе Шломо, вокруг него

—    шестьдесят отборных богатырей, из богатырей Израиля. Все они вооружены мечами, опытны в бою; каждый с мечом у бедра, чтобы не поддаться ночному страху" (Шир аширим 3:7-8)?

Эти слова указывают на происшествие, случившееся с царем Шломо в его преклонные годы. Когда он не сумел уследить за своими женами, чтобы помешать им служить идолам, Ашем дал шеду Ашма-дею силу одолеть его.

Шед — посланец Всевышнего, исполняющий поручения, которые кажутся человеку вредоносными.

Согласно Таргуму Йонатан к Коэлет 1:12, Ашма-дею потому позволено было навредить Шломо, что, помимо недостаточно тщательного присмотра за своими женами, Шломо преступил завет Торы, запрещающий царю умножать число жен и размеры богатства.

Этот могущественный шед держал Шломо в страхе всю его оставшуюся жизнь.

99

Произошло это так:

Когда Шломо строил Храм, Ашмадей, царь шедим, оказал ему ценные услуги. Шломо держал Аш~ мадея при себе как пленника, заковав его в ошейник, на котором было выгравировано Имя Всемогущего.

Однажды, когда они были одни, Шломо спросил Ашмадея: "Известно, что Ашем послал шедим вредить египтянам при выходе евреев из Египта, точно так же, как Он послал ангелов избавить сынов Израиля. Мы заключаем это из стиха (Бемидбар 23:22). Я хочу понять вот что: если у Б-га были ангелы, то зачем понадобились ему шедим для наказания египтян?! Или шедъ чем-то сильнее ангела?"

"Я легко могу показать тебе силу шеда, — ответил Ашмадей, — если ты снимешь с меня цепь. И дай мне еще твое кольцо, на котором выгравировано имя Всемогущего".

Шломо так и сделал, и в тот же миг Ашмадей схватил его и швырнул на расстояние в четыреста парса (примерно 1800 км).

Ашмадей занял место Шломо на царском троне.

Очутившись в чужой для него местности, царь Шломо постучал в дверь одного из домов и сказал: "Я — царь Шломо, не укажете ли вы мне дорогу в Иерусалим?" Люди засмеялись и, подумав, что этот человек — нищий, дали ему еды. Когда же он стал настаивать, что он Шломо, они ответили: "Ты обезумел. Как известно всем и каждому, Шломо находится в своем дворце в Иерусалиме".

Шломо, стеная, стал оплакивать свою судьбу: "И это моя доля от всех моих трудов (Коэлет 2:10)! От всех тех трудов, что затратил я, чтобы возвести с помощью Ашмадея Храм, доля моя — участь нищего изгоя, потерявшего все, кроме своего посоха".

Он побрел дальше, всюду называя себя царем, но никто не верил ему.

100

В своем блуждании он добрел до Санхедрина и стал умолять судей, чтобы они восстановили его в царских правах.

Они выслушали его рассказ и заключили: "С чего бы это вдруг этот человек стал все время притязать на то, что он Шломо? Быть может, в его словах есть правда?"

Они осведомились у Бенаяу, личного советника Шломо: "Призывал ли тебя царь в последнее время пред свое лицо?"

"Нет, — ответил Бенаяу, — за последнее время он ни разу не удостоил меня приемом".

Тогда судьи осведомились, навещал ли он своих жен, и узнали, что это он делал. Они велели женам, чтобы в следующий раз, когда царь придет к одной из них, она хорошенько рассмотрела его ноги, ибо ноги шеда похожи на петушьи. {Шедим были сотворены в сумерки шестого дня Творения, и их ноги остались незаконченными.) Вскоре судьям сообщили, что царь никогда не открывает своих ног.

И тогда Санхедрин препроводил Шломо во дворец и возвратил ему цепь и кольцо, на котором выгравировано было Имя Ашема и которые давали ему владычество над шедим.

Стиснув их в руках, Шломо вошел в тронную залу.

Как только Ашмадей увидел, что Шломо держит цепь и кольцо, он в страхе бежал.

Однако после всех этих событий Шломо не мог спокойно спать, ибо по ночам на волю выходят вредоносные силы, и он боялся, как бы не пострадать от них снова.

Поэтому он приказал, чтобы каждую ночь вокруг его ложа стояла особая стража из талмидей хаха-мим, ибо знание Торы охраняет от сил зла. Эти стражники названы "шестьюдесятью сильными, опытными в бою", ибо каждый из них глубоко изучил один трактат Талмуда. Таким образом, Шломо

101

 

 

previous                                                                                                                                                next

Home
Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map