Jewish Book Favorites 
(Russian Language)
from the Jewish Russian Library

Home

Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map

     
   

щих эпох только Иеошуа, Шмуэль и пророки были в состоянии наводить порядок с такой же эффективностью.

Почему же вожди в более поздние времена не могли делать надлежащих упреков?

Р. Тарфон утверждал: "Сомневаюсь, что среди нашего поколения найдется человек, способный высказать надлежащий укор". (Ибо если говорящий указывает на грех, слушатели отвечают: "Ты виноват в том же". Более того, люди будут невосприимчивы к словам, если у них нет уверенности, что упрекающий говорит "во имя Неба".)

Рабби Элазер бен Азария добавил: "Я сомневаюсь, что среди нашего поколения есть человек, способный воспринять упрек надлежащим образом". (Поэтому человек освобождается от необходимости сделать укор, ибо нельзя увещевать леца — насмешника, шута, — не воспринимающего упрек всерьез.)

Рабби Акива говорил: "Думаю, что среди нас нет никого, кто бы мог высказать упрек так, чтобы не пристыдить слушателей".

Мы видим, что высказывание поучительного упрека — своего рода искусство, которым мало кто владел даже во времена наших мудрецов. Чтобы слушатели восприняли упрек, выступающий должен быть образцом праведного поведения и говорить искренне. Вплоть до недавнего времени у нас были магиды, люди, способные заставить слушателей обратить внимание на заповеди, которыми пренебрегают. Недостаток упрека очень остро ощущается сегодня в еврейских общинах.

Моше и пророки не боялись заострять внимание на пороках общины. Они произносили слова "во имя Неба", а жизнь их являла собой образец праведности. Поэтому слушатели сердцем принимали их увещевания.

Почему Моше, относившийся к сынам Израиля с любовью, указывал на их грехи, а языческий пророк Билам, ненавидящий их, воздавал им хвалу? Разве едкие высказы-

60

вания или укоризненные поучения раздела Дварим не пристали более Биламу, и не лучше ли было бы, чтобы Моше воскликнул: "Как прекрасны твои шатры, о Яаков!"?

Мидраш указывает на две причины, по которым Моше обращался к сынам Израиля резко, а Билам с симпатией:

1. Считаем мы чье-либо мнение достоверным или нет, зависит от нашего доверия к говорящему. Поэтому Писание упоминает следующие заявления, сделанные от имени людей, заслуживающих доверия:

о Услышав о событиях Исхода, тесть Моше Итро признал: "Теперь я знаю, что Ашем — это истинная сила!" Если бы это сказал еврей, слушатель мог бы подумать: "Эти слова меня не убеждают, так как сказаны человеком, которого приучили верить Ашему и который не знает иной веры". Но вывод, сделанный Итро, в прошлом жрецом идолопоклонников, который изучил все существовавшие тогда культы и религии, заслуживает доверия.

о Царь Шломо объявил: "Суета сует; все (земные дела) — суета" {Коэлет 1:1). Если бы эти слова сказал бедняк, мы бы подумали: "Не удивительно, что он так говорит; он не знает всего, что можно приобрести за деньги!"

Однако эти слова принадлежат царю Шломо, который был так богат, что серебро по ценности приравнивал к обыкновенным камням (/ Мелахим 10:21). Уж если он заявил, что ни одно из земных удовольствий не обладает вечной ценностью, то ему можно верить.

о Царь Нэвухаднэцар утверждал: "Все обитатели земли — ничто перед Ним; Он следует Своей Воле среди небесных сил и среди обитателей земли; и никто не может остановить Его Руку и сказать Ему: "Что же Ты делаешь?" {Даниэль 4\У1).

Услышав эти слова от обывателя, мы могли бы подумать: "Он никогда не правил даже городом, не говоря — о царстве. Что он может знать об умении управлять?" Но это сказал Нэвухаднэцар, могущественный властелин, который повелевал даже зверями в поле и птицами в небе

61

{Даниэль 2:38). Даже он должен был признать ничтожность своей власти в результате следующих событий.

Упиваясь своей властью, Нэвухаднэцар объявил себя божеством. Он заявил: "Моим жилищем должны быть небеса, а не земля; там я должен обитать с другими полубогами". Нэвухаднэцар приглашал к себе царей-союзников и вместе с ними предавался самым разнузданным порокам.

Поэтому Всевышний послал Нэвухаднэцару сон, предупреждающий о грядущем наказании. Правитель не смог сам раскрыть его смысл и призвал Даниэля, который истолковал сон так:

"Тебе не следует дальше жить с земными существами, ибо ты объявил, что их общество тебе не подходит. Вместо этого тебе надо жить с животными в полях, есть траву подобно скоту и освежаться росой Небес. Так будет продолжаться семь лет, пока ты не поймешь, что Величайший правит царством людей и доверяет его тому, кому пожелает".

Даниэль посоветовал царю добрыми поступками вернуть себе милость Небес. Нэвухаднэцар прислушался к совету пророка и приказал на двенадцать месяцев открыть свои сокровищницы для бедняков. Но через год яркие образы сна потускнели, и он перестал кормить их.

Однажды, проходя по дворцу, он услышал на улице неимоверный шум.

"Что означает этот шум?" — спросил он у рабов.

"Ваше Величество, — отвечали те, — бедняки требуют хлеба". Нэвухаднэцар отвечал высокомерно: "Если я буду тратить деньги бездумно, то как смогу укрепить Бавель (Вавилон), провинцию, которую я выстроил как царскую резиденцию ради своего возвеличивания?"

Не успел он произнести эти слова, как Небесный Голос провозгласил: "Злодей, тебе придется испытать величайшее падение. Ты будешь отрезан от людей, соединишься со зверями в полях и будешь вы-

62

нужден есть траву как скот. Так ты проведешь семь лет, пока не научишься признавать, что Величайший правит царством людей и Он дает его тому, кому пожелает".

Слова Б-га исполнились тотчас же. Нэвухаднэцар был изгнан в пустыню, где, потеряв рассудок (у него осталось только слабое воспоминание о том, что когда-то он был великим царем, и он осознавал свое унижение), пасся вместе с животными и жил с ними под открытым небом, пока волосы его не стали подобны орлиным перьям, а ногти — птичьим когтям.

Впоследствии Б-г вернул ему рассудок, возвратил на трон и возвеличил еще более, чем прежде. Но теперь образ мыслей Нэвухаднэцара изменился. Он объявил: "Я, Нэвухаднэцар, восхваляю, превозношу и почитаю Царя Небес, Чьи творения истинны и Чьи пути справедливы; Который может унизить тех, кто шествует высокомерно" {Даниэль 4:34).

Мы можем полагаться на истинность заявления Нэвухаднэцара, ибо он познал на собственном опыте, что Б-г — всемогущ; только Он наделяет смертных силой или почестями.

Приведенные примеры поясняют, почему Б-г заставил Моше укорять евреев, а Билама — восхвалять их.

Если бы благословения Билама произнес Моше, люди могли расценить их как предвзятые, говоря друг другу: "Конечно же, вождь восхваляет свой народ!" Поэтому самые великолепные благословения, которыми когда-либо был одарен еврейский народ, Б-г вложил в уста Билама, заклятого врага евреев. Уж если даже он восхвалял их, то все должны признать их величие!

И наоборот, если бы Билам укорял евреев, его слова не побудили бы их к раскаянию. Зная, что он ненавидит сынов Израиля, евреи расценили бы его слова как преувеличение или ложь. Когда же евреев укорял искренне любящий их Моше, они воспринимали его слова сердцем.

63

2. Восхваления Билама были порождены его ненавистью, а колкие упреки Моше шли от сердца. Наши мудрецы поясняют это такой притчей.

Образование молодого принца было доверено двум наставникам. Один из них был искренне заинтересован в благополучии юноши и поэтому перед каждым уроком делал ему мягкие упреки, дабы улучшить его поведение: "Сын мой, старайся, чтобы твое поведение было достойным. Твой отец, царь, является также и верховным судьей, и он не перенесет, если его сын сойдет с праведного пути".

А другой учитель, втайне недолюбливавший принца, нередко ободрял его: "Получай наслаждения от жизни! Тебе не следует опасаться последствий, ибо твой отец, верховный судья страны, всегда сможет спасти тебя от наказания".

Вот так и Билам пытался убаюкать чувство самосохранения евреев: "Б-г поступает жестоко только с неевреями. В отношении вас Он может вынести приговор, но никогда не приведет его в исполнение". Произнося восхваления, Билам хотел, чтобы евреи следовали своим дурным наклонностям.

С другой стороны, Моше был истинным другом сынов Израиля и поэтому напоминал евреям о всех грехах, дабы они раскаялись и, тем самым, приблизились к Ашему.

В действительности у Моше одни слова предназначались евреям, а совсем другие — Всемогущему. Моше укорял сынов Израиля: "Как долго еще вы будете гневать Ашема? Разве вы не грешили многократно?" Однако, обращаясь к Всемогущему, он молил Его: "Зачем Ты сердишься на Свой народ? Разве они не Твои сыны?"

Этические наставления Моше народу продолжаются в следующем разделе.

64

БАЭТХАНАН

Моше рассказывает, как он умолял Б-га разрешить ему пересечь Иордан

Моше продолжал свои упреки сынам Израиля. Он напомнил поколению, готовившемуся войти в Землю, что из-за грехов их отцов сам он умрет в пустыне и что Б-г не отменил наказания Моше, невзирая на его истовые молитвы.

Моше рассказывал: "Когда я согрешил у вод Меривы, Б-г поклялся: "Поэтому ты и Аарон не приведете эту общину в Землю, которую Я обещал их праотцам!" Но я надеялся, что, в конечном итоге, смогу повлиять на его решение молитвами.

Как часто я получал прощение за ваши грехи после того, как Б-г давал клятву наказать вас! Мои молитвы повлияли на отсрочку вашего наказания даже после греха золотого тельца, хотя Всемогущий поклялся уничтожить любого, кто служит ложным богам.

Я не молил о немедленном прощении, ибо то был момент Небесного гнева. Я ждал благоприятного момента, чтобы мои молитвы были приняты.

Время милости Ашема пришло, когда мы победили гигантов Сихона и Ога. Я был уверен, что, если сейчас получу прощение за мою неосторожность у вод Меривы, Б-г не отвергнет моего страстного желания вступить в Эрец

65

Исраэль. Зачем тогда Он позволил мне завоевать землю Сихона и Ога, с чего началось покорение Святой Земли?" Аргументация Моше станет более понятной из следующего примера.

Принц оскорбил отца, и царь изгнал его, поклявшись, что никогда не позволит сыну вернуться.

Однако принц не принял всерьез отцовскую клятву и спустя некоторое время решил возвратиться. Он вошел в дворцовый парк и приблизился к первым воротам. Стража не пыталась остановить его, и он, пройдя через ворота, пошел дальше. Не встречая на своем пути препятствий, он с облегчением подумал, что страже приказано пропустить его, что царь примет его. Но, приблизившись к внутренним воротам, он услышал голос отца: "Остановись! Я же сказал тебе, что ты больше никогда не войдешь во дворец!''

Вот так и Моше решил, что если Б-г позволил ему завоевать восточный берег Иордана, который являлся частью обещанной территории, то Он также позволит ему овладеть и Эрец Исраэль. Однако Б-г сообщил Моше, что тот не сможет перейти Иордан.

Моше рассказывал: "Я не настаивал на возможности войти в Землю как на своем праве, как на заслуженной привилегии. Нет, я смиренно простирался перед Ашемом и умолял Его оказать мне благосклонность, так как милость и благоволение Его велики.

Я молился: "Царь Вселенной, в Своем милосердии Ты обещал отвечать на молитвы даже недостойных.

Если царь захочет отменить повеление, ему могут помешать приближенные. Но ведь Ты в Своем всесилии можешь принять раскаяние грешника и отменить наказание, и никто не может помешать Тебе. Тогда почему Ты не отменишь моего наказания с помощью Своего Атрибута доброты?

Если Ты не позволишь мне войти в Эрец Исраэль, моя миссия останется незавершенной. Уж если Ты позволил мне победить Сихона и Ога, то позволь мне теперь унич-

66

тожить тридцать одного ханаанского царя! Кроме того, Ты открыл мне Тору; разве Ты не дашь мне привилегию учить ее в Эрец Исраэль?

Позволь мне перейти Иордан, чтобы я увидел Землю, где душа может достичь наивысшего совершенства.

Я хочу посмотреть на гору Мория (Святую гору, где Ицхак был связан на жертвеннике и на которой в будущем воздвигнут Храм) и совершить там молитву. Позволь мне увидеть и сам Храм — святой Дом, в котором будут совершаться жертвоприношения ради искупления грехов народа. (Моше говорил о строительстве Храма так, словно окончательный и вечный Храм был бы построен тотчас же после входа евреев в Землю.)

"Моше, — отвечал Ашем, — клянусь, ты не поведешь народ за Иордан".

Увидев, что Б-г гневается на меня, я перечислил Тринадцать Атрибутов Милосердия, которым Он научил меня. Хотя Он был умиротворен, но, тем не менее, отказал мне, говоря так: "Я не могу слушать тебя, ибо Я дал две клятвы: либо ты умрешь здесь, в пустыне, либо Я уничтожу народ Израиля".

Почему Моше мог выжить лишь ценой гибели всего еврейского народа?

Виленский Гаон от имени наших мудрецов поясняет, что если бы Моше вошел в Эрец Исраэль, это послужило бы причиной незамедлительного строительства Храма. Святость Храма, сооруженного под его руководством, была бы столь велика, что никто и никогда не смог бы его разрушить. И если бы впоследствии евреи согрешили, Ашему пришлось бы их уничтожить. Поэтому Всевышний в Своем Милосердии сделал так, что Храм строили лидеры меньшего масштаба, нежели Моше, чтобы Он смог разрушить Храм и дать выжить еврейскому народу.

"Хочешь ли ты заслужить жизнь ценой истребления всего еврейского народа?"

Я отвечал: "Пусть лучше умрет тысяча Моше, нежели один еврей".

67

Потом я молил: "Я не прошу о чести войти туда в качестве вождя, позволь мне вступить в Землю обыкновенным человеком".

Б-г ответил: "Царь не входит как частное лицо".

"Если я не могу войти туда живым, пускай по крайней мере мои кости будут доставлены туда для захоронения," — просил я.

"И твои кости не пересекут Иордана," — непреклонно ответил Б-г.

"Властелин Вселенной,— возражал я,— неужели у меня меньше заслуг, чем у Йосэфа? Именно я обнаружил его гроб и позаботился, чтобы его останки были доставлены в Святую Землю. Разве со мной не следует поступить так же?"

Б-г отвечал: "Йосэф заслужил, чтобы его похоронили в Земле, так как он открыто признавал свое происхождение. Находясь в тюремном заключении в Египте, он открыл своим соседям по темнице: "Меня украли из Земли евреев", хотя знал, что это признание унизит его в их глазах. А вот ты умолчал о своем происхождении. Когда ты слышал, как дочери Итро говорили своему отцу: "Египтянин спас нас у источника", ты не поправил их тотчас же. Тот, кто отрекается от своих корней, не будет похоронен в своей Земле".

Вообще-то у Моше была достаточно веская причина скрывать свое еврейское происхождение: он боялся за свою жизнь. Если бы открылось, что он бежал из дворца фараона и приговорен к смерти за убийство египтянина, его могли схватить и вернуть обратно. Тем не менее Б-г осуждает Моше, великого праведника, за то, что он — пусть даже на короткое время — позволил дочерям Итро думать, что он нееврей.

"Осознав, что все мои мольбы напрасны, я представил Всевышнему самые убедительные доводы".

"Властелин Вселенной, — спорил я, — почему Ты не даешь мне войти в Эрец Исраэль? Из-за того, что у вод Меривы я назвал евреев "бунтарями"? Ты Сам называл их так, когда утверждал: "Пусть посох Аарона будет хранить-

68

ся пред Ковчегом Откровения как знак против бунтарей" (Бемидбар 17:25).

Когда я осознал твердость Б-жественной клятвы, то надел рубище, посыпал голову пеплом, нарисовал вокруг себя круг и объявил: "Я не сдвинусь с этого места, пока Ты не изменишь Свое решение".

Мои мольбы потрясали небеса и землю до тех пор, пока все создания не подумали: "Должно быть, пришел Судный день, на котором Б-г обновляет мир!"

Тогда Всемогущий повелел: "Пусть закроются все Небесные Врата, чтобы молитвы Моше не вознеслись!"

Мои молитвы пронзали подобно мечу все семь Небес. Я произнес Великое Имя, которому я научился на Небесах, дабы мои молитвы были услышаны. "Скорее,— призывал Б-г ангелов, — закройте все врата, ибо молитвы Моше возносятся к высотам!"

Я совершил 515 различных молитв".

Мидраш поясняет, что на 515 типов молитв Моше намекает слово ваэтханан (я молил), численное значение которого 515.

Согласно кабале, такое число молитв ежедневно возносят ангелы.

Эш дат, исходя из этого числа, предполагает, что молитвы Моше предназначались на благо человечества вплоть до эры Окончательного Искупления. Этот мир подойдет к своему концу через 6093 года после сотворения (согласно Отийот дераби Акива\ Гемара упоминает лишь круглое число 6000). Моше умер в 2488 году. Он молился об остающихся 3605 годах, которые, если их поделить на цикл шмиты, дают 515 семилетних циклов, начиная от смерти Моше и до конца настоящей эры.

"Тогда Б-г явил Себя мне в окружении Своего Великого Суда Ангелов и сказал: "Прекрати молитвы! Великий Суд на Небесах окончательно постановил, что ты не перейдешь Иордан! Если будешь продолжать молиться, ты можешь снискать и себе и нам дурную славу. Народ решит: "Должно быть, Моше совершил много грехов, по-

69

скольку все его молитвы остаются без ответа; более того, Б-г жесток, так как не внемлет такому количеству молитв. Если же принять твои молитвы, это навредит поколению пустыни. Народ скажет: "Только Моше из всего народа был праведен, и поэтому он вошел в Эрец Исраэль; остальные же были не столь добродетельны и поэтому умерли в пустыне.

Что же получится, если ты войдешь в Эрец Исраэль после кончины твоего брата Аарона в пустыне? Люди подумают: "Аарон, как и мы, не был удостоен права войти в Святую Землю, так как согрешил в сооружении золотого тельца, и его грех не был искуплен. Поэтому он наказан смертью в пустыне". (На самом деле Аарон умер, как и Моше, в пустыне за грех у вод Меривы.)

Знай, Моше: решение запретить тебе войти в Землю отменить нельзя. Ты совершил совсем незначительную ошибку у вод Меривы, но такое тяжелое наказание соответствует величию твоей мудрости.

Срок, отпущенный тебе, истек; Иеошуа займет твое место. Будь доволен той наградой, которая предназначена тебе в Грядущем Мире!"

"Неужели все мои мольбы напрасны?" —спросил я у Ашема. "Нет, — отвечал Всевышний, — ты увидишь больше, чем если бы вошел в Эрец Исраэль, и больше, чем твой преемник Иеошуа. Взойди на гору Нево, и Я позволю тебе увидеть не только места, о которых ты говорил, но и всю Эрец Исраэль — север, юг, запад и восток.

Восхождение Моше на гору Нево в день его смерти будет описано в конце раздела Зот абраха.

Тем самым ты подаришь Земле благословение и будешь способствовать ее покорению в будущем.

Не ты, а Иеошуа вступит во владение Землей. Расскажи ему, что такое быть вождем, укрепи его изучением Торы и защити его с помощью заповедей".

"Мы оставались на восточном берегу Иордана, расположившись лагерем как раз против того места, где вы согрешили, поклоняясь Пэору".

70

Этими словами Моше намекнул, что он будет похоронен близ того места, где сыны Израиля согрешили с Пэо-ром, чтобы получить искупление за этот грех.

Почему Моше так страстно желал

войти в Эрец Исраэль и почему Б-г отказал ему в этом

Причины, по которым Моше так стремился войти в Эрец Исраэль, были чисто духовного характера. Он хотел достичь самосовершенствования, исполнив такие заповеди, как, например, трума, маасэр, бикурим и шмита, которые соблюдаются только в Земле Израиля. Более того, он хотел и других евреев призвать к исполнению этих заповедей.

Ашем сказал ему: "Хотя ты и не войдешь в Землю, Я буду считать, что ты соблюдал все заповеди, исполняемые только здесь. Более того, Я награжу тебя за все заповеди, которые евреи будут соблюдать в Эрец Исраэль, ибо они узнали их от тебя".

Одна из причин, почему Ашем отверг молитвы Моше, состояла в том, что все будущие поколения должны знать: Б-г наказывает за каждый грех. Смерть Моше послужит им уроком и научит остерегаться нарушать Слово Б-га.

Более того, Б-г считал благоприятным для поколения пустыни, чтобы Моше был похоронен вместе с ними. Польза от этого шага станет более понятной из такой притчи.

Выходя из автобуса на темную улицу ночью, пассажир выронил несколько мелких монет. Он не решился попросить шофера подождать, пока будет поднимать монеты в свете фар автобуса. Быстро сообразив, он выбросил из кармана десять долларов и крикнул шоферу: "Пожалуйста, задержитесь на минуточку! Я потерял десять долларов". При свете передних фар автобуса пассажир наклонился, чтобы взять банкноту и одновременно подобрал мелочь.

71

Вот и Ашем сделал так, чтобы Моше был похоронен среди поколения пустыни н своими заслугами защитил их и обеспечил их возрождение во время Воскресения Мертвых.

Б-г сделал так, что за пределами Эрец Исраэль были похоронены другие великие праведники, например, пророк Ехезкель в Бавеле, Мордехай в Персии, чтобы их заслуги охраняли собратьев-евреев, похороненных в диаспоре.

Ашем посчитал также, что последующие поколения не заслуживают обладания вечным Храмом, который построил бы Моше, приведи он их сам в Землю.

Таким образом, при конечном рассмотрении эра, в течение которой Моше был лидером, завершилась в соответствии с Б-жественным планом.

Доверенному министру императора было дано право наделять высокими постами знатных людей страны. Именем властителя он назначал генералов, офицеров и даровал титулы.

Но однажды министра не пропустили во дворец. "Как такое могло случиться? —удивлялся народ.— Разве не он раздавал другим высокие должности?" Тогда людям сказали: "Министр отправлен в отставку, теперь на его место назначен другой" .

Вот так и Моше обычно, так сказать, отдавал приказы Всевышнему: "Поднимись, Ашем!", "Возвратись, Ашем!", "Накажи грешников!" А когда стал молить Ашема за самого себя, то получил отказ. Почему? Подошел к концу срок его правления — начиналась эра Иеошуа.

Наши мудрецы объясняют, что Б-г определяет период правления каждого вождя с точностью до доли секунды. Подходил срок правления Иеошуа, поэтому молитвы Моше разрешить ему пересечь Иордан не были исполнены.

В будущем — после Воскресения Мертвых — Всемогущий приготовит праздник для праведников всех поколений. Евреи, страдавшие в изгнании и

72

жертвовавшие собой, чтобы освятить Его Имя, с восторгом будут наслаждаться запахами сладких благовоний. Те, кто отказался вступать в смешанные браки с нееврееями и соблюдал заповеди, будут приглашены Ашемом: "Ешьте, друзья!" (Шир аширим 5:1). И знатоки Торы также будут приглашены: "Пейте от души, мои возлюбленные друзья!" (Там же).

После окончания трапезы встанет вопрос, кто будет удостоен чести вести зимун (введение к Послет-рапезному благословению, которое произносят, когда трое или более взрослых людей ели совместно).

Аврааму, основателю еврейской нации, будет предложен кубок вина и его попросят начинать благословение. "Я этого не заслужил, — будет отказываться Авраам.—Я ведь отец Ишмаэля".

Тогда пригласят Ицхака. "Как могу начинать благословение я, отец Эсава", — будет возражать Иц-хак.

Эту честь предоставят Яакову. "Я не могу этого сделать, — ответит он. — Я женился на двух сестрах, а это позднее запретит Тора".

Тогда подойдут к Моше. Но и он откажется, утверждая: "Я не заслужил того, чтобы войти в Эрец Исраэль ни при жизни, ни после смерти".

Следующим будет Иеошуа. "Не призывайте меня, — будет отказываться Иеошуа. — Я не заслужил того, чтобы иметь сына".

Наконец, очередь дойдет до царя Давида, который уступит: "Я начну благословение словами: "Я подниму кубок спасения и призову Именем Ашема" (Теилим 116:13).

Давид, "сладкоголосый певец еврейского народа" (который сочинял и пел многие псалмы Теилим), воспоет благословение.

Маарша поясняет, что все перечисленные праведники отказались от чести вести Послетрапезное благословение, ибо каждый из них чувствовал, что недостоин прочитать определенную его часть.

73

г

Авраам и Ицхак не могли возгласить "и за Твой завет (обрезания)", ибо не все их сыновья были праведниками, следовательно, они чувствовали в себе некоторый ущерб в отношении завета обрезания. Яаков нарушил закон Торы, женившись на двух сестрах (хотя причина тому была очень важной и событие произошло до дарования Торы), поэтому он не мог произнести "за Твою Тору, которой Ты нас научил". Моше не мог прочитать "за благодатную, добрую Землю", поскольку ему не было позволено войти в Эрец Ис-раэль. Иеошуа понимал, что несовершенен, так как у него не было сына, который мог бы стать строителем Храма, следовательно, он не мог прочитать благословение "и отстрой".

Только в Давиде сочетались все качества, которых не хватало остальным, так что он мог читать Послетрапезное благословение без всякого замешательства.

Какие практические уроки мы можем извлечь из молитв Моше

Среди всех уроков, которые можно извлечь из молитв Моше, особенно выделяются два:

1.  Вся жизнь Моше была посвящена служению Ашему, но он не считал, что Б-г должен исполнять его желания в качестве вознаграждения. Скорее, Моше представлял свои молитвы как мольбы и просьбы, отдавая себе отчет, что вне зависимости от того, насколько велико служение человека Ашему, он всегда будет в долгу перед Б-гом.

Поэтому наши мудрецы советуют: в словах твоей молитвы не должно быть требовательности; лучше смиренно умолять Ашема быть милостивым к тебе, невзирая на твои прегрешения.

2.  Настоятельные молитвы Моше, которые он возобновил в день кончины (как это будет объяснено в разделе Ваелех), учили будущие поколения настойчивости в молитве. Пускай человек ощущает —буквально или в переносном смысле —на своей шее лезвие меча, он все равно не должен говорить: "Какой смысл молиться дальше?"

Моше продолжал молиться, хотя Ашем недвусмысленно сказал ему: "Клянусь, ты не приведешь эту общину в Землю"; несмотря на то, что Иеошуа уже был назначен его преемником; несмотря на то, что Моше уже высказал свою последнюю волю, наделив два с половиной колена землями на восточном берегу Иордана. Тем самым он показал, что человек никогда не должен говорить: "Я безнадежно болен, я высказал свою последнюю волю, и все мои владения уже распределены. Зачем мне продолжать молиться?"

Никакая молитва не может быть "тщетной", ибо Б-г удостаивает вниманием любую молитву любого существа (хотя проситель может и не увидеть тотчас ее ощутимых результатов).

Царь Хизкияу опасно заболел и был при смерти. К нему пришел пророк Иешаяу и объявил от Имени Б-га: "Сделай последние распоряжения по дому, ибо ты скоро умрешь. Б-г объявил тебе смертный приговор не только в этом мире, но навечно; ты не оживешь при Воскресении Мертвых".

Хизкияу, бывший праведным царем, пришел в уныние. Он спросил: "В чем моя вина перед Всемогущим?" Иешаяу ответил ему: "Б-г наказывает тебя за то, что ты не женился. Ты согрешил, нарушив заповедь "плодиться и размножаться1'".

"У меня была причина, чтобы не вступать в брак,

—  защищался Хизкияу. — Я предвидел, что из моих потомков ничего хорошего не получится — они бы отменили заповеди Ашема".

"Тебе не следовало вмешиваться в дела Б-га, — упрекал его пророк. — Ты должен был исполнить долг и жениться, а Б-г сделает так, как пожелает".

"Если только в этом дело, — отвечал Хизкияу,

—   то, пожалуйста, отдай мне в жены свою дочь. Быть может, твои и мои заслуги, вместе взятые, отменят жестокий приговор в отношении моих потомков".

74

75

Иешаяу не верил своим ушам. Он был послан, чтобы сообщить этому человеку о близкой смерти, а тот предполагает жениться на дочери пророка!

"Не могу понять тебя, Хизкияу, — сказал он. — Ведь я пришел сюда, чтобы предсказать твою смерть!"

"Забудь о своем пророчестве, Иешаяу! — возражал Хизкияу. — Праотцы учили нас, что человек никогда не должен отчаиваться, даже когда ощущает меч у своего горла. Пусть он никогда не прекращает молиться, ибо милость Б-га безгранична".

Иешаяу ушел, а больной царь, повернувшись к стене, где он ощущал Щехину, начал молитву от самого чистого сердца, обливаясь слезами раскаяния за то, что совершил.

Пророк не успел еще выйти за ворота, как его настигло Слово Б-га: "Иди и скажи Хизкияу: "Я видел твои слезы и принимаю твою молитву. Ты проживешь еще пятнадцать лет, и Я спасу тебя от врагов".

Иешаяу не хотелось возвращаться с этой вестью: "Ашем, — взмолился он, — как я могу противоречить своему же пророчеству, высказанному всего несколько минут тому назад? Хизкияу посчитает меня лгуном".

"Не бойся, — успокаивал его Б-г. — Хизкияу — праведник и верит в истинность всех твоих слов".

В конце концов Иешаяу согласился на брак своей дочери с царем. В этом браке родились два порочных сына: Менаше, который стал царем Иеуды и совершал злые дела, и Равшакай, отступник, помогавший ассирийскому царю Санхериву против евреев.

Однако Хизкияу не предвидел того, что в конце своей жизни Менаше раскается, а его потомок, царь Иошияу, будет столь праведен, что пророк назовет его "драгоценным золотым украшением" (Эйха 4:1).

76

Моше призывает евреев быть верными Торе - особенно строго соблюдать

запрет идолопоклонства и всегда помнить о даровании Торы

Моше продолжал призывать евреев: "Слушайте мои слова и раскайтесь во всех прошлых прегрешениях. Тогда Ашем обязательно даст вам владения в Обетованной Земле.

Исполняйте законы Торы так, как вас им учили, ничего не прибавляя и ничего не убавляя в них.

Вы ведь сами знаете, к каким губительным последствиям привело незначительное отклонение от закона Торы: 24000 из вас, что поклонялись Баал Пэору, оправдывая себя тем, что это омерзительное служение является насмешкой над идолом, погибли от мора; те, кто отказался служить идолу и остался верным Ашему, живы и по сей день".

Моше объявил, что тот, кто соединит себя с безжизненным идолом, умрет вместе с ним, а тот, кто соединит себя с Источником жизни, выживет.

Ашем обещает: "Соедините себя со Мной в этом мире, и Я приближу вас к Себе в Мире Грядущем ".

Ашем дал евреям огромное число заповедей на все случаи жизни. Например:

о Когда еврей покупает одежду, его предупреждают: "Не носи шаатез\"

о Когда надевает одежду с четырьмя углами: "Прикрепи к одежде цици^\

о Когда стрижет волосы: "Не срезай волосы в тех местах, где это запрещено".

о Когда покупает дом: "Поставь ограждения на крыше и в других опасных местах" и "Прикрепи ме-зузына дверях!"

о Он должен соблюдать определенные правила, когда женится, когда у него рождается сын и т.д.

Зачем нужно так много заповедей?

77

Ашем поступает, как капитан, который бросает спасательный круг тонущему пассажиру, предупреждая его: "Не отпускай его! Пока ты соединен с каналом жизни, ты будешь держаться!"

Вот так и Б-г дал нам огромное число "каналов жизни", дабы прилепиться к Нему.

Моше предостерегал народ: "Законы, которым я вас обучаю, придуманы не мной — они установлены Б-гом. Изучайте их и следуйте им. Благодаря этому, остальные народы будут относиться к вам, как к мудрым и разумным людям".

Цель исполнения заповедей состоит не в этом. Мы обязаны исполнять Тору, даже если неевреи смеются над нами. Однако Тора объявляет, что только Б-гобоязненный, соблюдающий Тору еврей совершает истинный кидуш Ашем в глазах неевреев и завоевывает их уважение, но никак не ассимилированный еврей.

Гемара (Шабат 75а) объясняет, что Моше имел в виду, в частности, знание астрономии, которое прославило наших мудрецов среди других народов.

"Они поставили меня сторожить их виноградники, а свой собственный виноградник я не сохранила" (Шир аширим 1:6).

Еврейский народ жаловался Ашему: "Другие народы соблазнили нас и вовлекли в свои культы. При этом мне пришлось отказаться от "моего собственного виноградника" — моего наследия".

Дети из Иерусалима отличались особыми талантами. Человек, приехавший в Иерусалим, вошел в одну из школ и заметил, что один из учителей ненадолго покинул класс. Любопытный посетитель зашел в классную комнату и разговорился с учениками.

Дети предложили ему: "Давайте поиграем в загадки. Тот, кто не отгадывает загадку, должен раздеться. Вы будете загадывать загадку нам, а мы — вам".

Гость согласился, первыми игру начали дети: "Девять ушли, восемь пришли; два льют, пока один

78

пьет; двадцать четыре прислуживают ему. Кто или что это?"

Посетитель не знал ответа, и дети раздели его, после чего он направился к раби Иоханану бен За-каю, чтобы пожаловаться. "Как грубы нравы в Иерусалиме, — обвинял он раби Йоханана, — снимать с гостей одежду!"

Раби Йоханан сразу понял, что произошло, и спокойно отвечал: "Может быть, они загадали вам загадку, а вы не смогли на нее ответить?"

"Да", — согласился гость.

"Повторите загадку мне, — сказал раби Йоханан, опасавшийся, что совершит хилуль Ашем, если не поможет гостю. Услышав загадку, раби Йоханан объяснил, — это маленький мальчик. Он рождается через девять месяцев, его обрезают на восьмой день, две материнские груди вскармливают его в течение последующих 24 месяцев".

Приезжий вернулся в школу и дал ответ, после чего дети вернули ему одежду. Но они твердо знали, что он не мог решить эту загадку без посторонней помощи, поэтому дразнили гостя: "Если бы вы не пахали на моей телице, вы бы не разгадали моей загадки". (Этими словами судья Шимшон укорял филистимлян, которые отгадали загадку с помощью его жены.)

Другой человек, приехавший в Иерусалим, попросил ребенка купить ему яиц и сыра. Когда тот вернулся, он решил проверить его сообразительность. "Скажи, — спросил он мальчика, — этот сыр от белой козы или от черной?"

Смышленый малыш отвечал: "Ты старше и мудрее меня. Не мог бы ты вначале сказать, от какой курицы яйца — от белой или от черной?"

В другой раз мужчина увидел ребенка с закрытым горшком и спросил его: "Что у тебя там?"

79

 

previous                                                                                                                                                next

Home
Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map