Jewish Book Favorites 
(Russian Language)
from the Jewish Russian Library

Home

Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map

     
 

3.      Царь не может накапливать богатства.

Тора запрещает еврейскому царю накапливать богатство для удовлетворения жажды денег. Он может копить золото и серебро ради благополучия и безопасности своей страны, но не ради собственного удовольствия и славы.

4.      Царю заповедано написать для себя свиток Торы.

Написать самому свиток Торы является заповедью для каждого еврея.

Еврейский царь, кроме того, должен написать второй свиток Торы, который ему предписано постоянно носить с собой и изучать, куда бы он ни отправился (другой свиток Торы он должен хранить в сокровищнице).

Обычно еврейские цари имели миниатюрный свиток Торы, прикрепленный к правой руке, чтобы он был с ними всегда — во дворце, в поездках, суде или даже на войне.                                                          ^

Как величественен образ еврейского царя древности: к его правой руке прикреплен свиток Торы, на левой руке — ручной тфилин, а головной тфилин, подобно короне, украшает его голову! (В те времена евреи носили тфилин каждый день.) Всему миру еврейский царь представал в качестве слуги Б-га!

Почему Б-г приказывает царю носить с собой свиток Торы?

"Он должен быть с ним, и он должен читать его все дни жизни своей, чтобы научиться бояться Аше-ма, своего Б-га, и исполнять все слова Торы и законы, чтобы соблюдать их, чтобы его сердце не стало надменным по отношению к его собратьям и чтобы он не отклонялся от заповеди ни вправо, ни влево" {Дварим 17:19-20).

Этот стих подчеркивает два аспекта повеления Ашема: 1. Царь всегда должен носить свиток Торы, чтобы он был под рукой в любую минуту. Будучи свободным от государственных дел, царь обязан изучать Тору. Таким обра-

238

зом, царь, в качестве мудреца Торы и исполнителя заповедей, будет праведным лидером и хорошим примером для своих подданных.

Многие вожди и цари нашего народа (такие как Моше, Давид, Шломо и Хизкияу) олицетворяли собой лидера-мудреца.

Царь Давид всегда вставал в полночь для изучения Торы. Он играл на арфе, а жители города, слыша его музыку, говорили: "Если царь Давид не спит и изучает Тору, сколько же необходимо заниматься нам!" Давид страстно желал все свое время проводить в учении и так молился Б-гу: "Позволь мне найти время для постижения Торы, и пусть дела войны не беспокоят меня!"

Все разговоры Давида были о Торе, как он заявил: "Как я люблю Твою Тору! Целый день она — моя беседа" {Теплим 119-97). Он не менял темы разговора даже перед царями неевреев: "И я буду говорить о Твоих заповедях пред царями, и мне не будет стыдно" (там же 119:46).

Всемогущий сказал Давиду: "Занимайся изучением Торы, а Я буду вести за тебя войны!" Полководец Давида Йоав одерживал победы в войне ради заслуг Давида в изучении Торы.

2. Тора требует, чтобы царь занимался изучением Торы и учился бояться Б-га, "чтобы его сердце не стало надменным по отношению к собратьям".

Кроме наделения царя особыми правами (например, казнить любого, кто его ослушается), Тора жалует его особым почетом. Никто не может ездить на его лошади, сидеть на его троне, пользоваться его скипетром или другими предметами; кроме того, все подданные (за исключением первосвященника) должны склоняться перед ним. (Эти законы необходимы для воспитания уважения к царю и повиновения ему.)

Однако соразмерно этому великому почету царь должен отличаться качеством смирения (ощущая особую благо-

239

дарность Ашему и обязательства перед Ним). Дабы уменьшить великую опасность высокомерия, Тора обязывает его носить с собой свиток Торы для постоянного изучения и напоминания, что он всего лишь слуга Б-га.

Рамбан пишет: "Здесь Тора запрещает тщеславие. Даже царь, невзирая на его особое положение, не может быть высокомерным, тем более простые люди. Б-г ненавидит надменность сердца, даже царского. Только Б-гу одному принадлежат величие, сила и слава".

Почему Шауль стал первым еврейским царем? Обладая множеством достоинств, он особенно выделялся скромностью. Так, отправляясь из дома со слугой на поиски ослиц своего отца, Шауль заметил: "Мой отец будет беспокоиться о нас", уравняв себя, тем самым, со слугой.

С неподдельной скромностью Шауль считал себя недостойным царского сана и потому спрятался. Однако, привыкнув к своему царскому положению, он изменился, стал высокомерен, а когда услышал, что Давид наследует ему, начал преследовать его и всех, кто ему помогал. Из-за гордыни Шауля Б-г положил конец его правлению уже через два года.

Что касается Давида, то даже в окружении богатства и славы он оставался смиренным. О себе он говорил так: "Мое сердце пусто (смиренно) внутри меня" (Теилим 109:22) и "Ашем, мое сердце не стало надменным, а глаза — высокомерными" (там же 131:1). Он всегда боялся Б-га.

Тора подчеркивает, что царь обязательно должен быть праведником, свободным от греха, а сердце его не должно отходить от Ашема, ибо сердце царя подымает национальный дух.

Для вечного царствования избрано колено Йеуды.

За какие заслуги?

1. Основатель колена публично признал свою вину в истории с Тамар.

240

2.  Йеуда помешал сынам Яакова убить Йосэфа, предложив продать его.

3.  Когда евреи подошли к Ям Суф, члены колена Йеуды освятили Имя Б-га тем, что продолжали идти прямо в море, хотя оно еще не разошлось.

4.  Колену Йеуды было присуще смирение. Имя Йеуда содержит те же буквы, что и Четырехбуквенное Имя Б-га. Буква далед в имени Йеуда намекает на Давида, избранного среди царей. (Качества Йеуды отражают Качества Ашема, и поэтому он был избран на царствование.)

Хотя в галуте Йеуда не правит нами, Б-г обещал восстановить его царствование в будущем через его потомка Машиаха.

Рамбам пишет: "Если восстанет царь из дома Давида, который будет занят Торой и заповедями, — как Письменным, так и Устным Законом, — подобно своему праотцу Давиду, и вернет весь еврейский народ к соблюдению Торы, мы можем предположить, что это — Машиах.

Если ему удастся восстановить Храм, то это точно будет Машиах, который вернет мир на путь истины и заставит все народы в согласии служить Ашему".

Нельзя выяснять будущее у предсказателей

Хананеи глубоко погрязли в язычестве. Среди совершаемых ими ритуалов были:

1.   Посвящение детей Молоху путем проведения их сквозь пылающий огонь (они или действительно сжигали таким образом детей, или проводили их между двух костров). Тора упоминает этот ритуал первым, так как он представляет собой самое страшное зло.

2.  Косэм кесамим — "вопрошание посоха" или совершение иных действий для предсказывания будущего.

Стоя на перепутье, Нэвухаднэцар, царь Вавилона, не мог решить, послать ему свои войска против Амона или против Эрец Исраэль.

241

Поэтому он стал "вопрошать о будущем" — пускал в воздух стрелы, чтобы посмотреть, куда они упадут: в направлении Иерусалима или в направлении Рабы, столицы Амона. Кроме того, он просил совета у терафим (образков, "предсказывающих" грядущие события) и пытался узнать свою судьбу, глядя на печень (в этом гадании были искусны некоторые неевреи). Нэвухаднэцар пытался заглянуть в будущее 49 раз, но результат был один и тот же: все гадания неизменно указывали на Эрец Исраэль.

Итак, он направил свои войска в сторону Иерусалима, ибо таково было решение Б-га: предать город в руки Нэвухаднэцара, так как евреи согрешили.

3.  Меонен — объявление какого-либо момента времени удачным или неудачным для некоторого предприятия.

4.   Менахеш — попытки предугадать будущее, толкуя определенные события и поступая соответствующим образом.

5.  Мехашеф — включает все виды черной магии, практиковавшиеся в древности.

6.   Ховэр хэвер — магическое привлечение рептилий или других крупных животных.

7.  Шоэль ов — некромантия: вызывание мертвеца, чей голос, казалось, исходит из подмышки некроманта или иной части его тела.

Царь Шауль изгнал из Земли всех прорицателей магий ов и идони, ибо Тора запрещает обращаться к ним.

На третий год правления Шауля филистимляне выступили против евреев огромным войском. Шауль трепетал, так как не был уверен в победе и не знал, как поступить. Если бы его учитель, пророк Шму-эль, был жив, Шауль, без сомнения, посоветовался с ним, но тот уже умер. Поэтому Шауль решил вопросить урим ветумим (которые передавали Б-жествен-ные ответы с помощью букв на нагрудной пластине

242

первосвященника) о результате войны, но не получил ответа.

Тогда Шауль решился на отчаянный шаг. Он начал расспрашивать слуг, не остался ли в Земле какой-нибудь чародей, умеющий вызывать мертвых с помощью ритуала ов!

Шауль напоминал царя, который приказал уничтожить всех петухов и кур, а затем потребовал найти петуха, который мог бы разбудить его поутру. Тем не менее слуги открыли Шаулю, что в местечке Эйн Дор осталась одна волшебница. Шауль снял царское облачение, оделся как простолюдин и приказал своим полководцам Авнеру и Амасе сопровождать его в Эйн Дор.

Волшебница сначала отказалась совершить магический обряд, опасаясь, что об этом сообщат царю и она поплатится жизнью. Но Шауль поклялся: "Как жив Ашем, ты не будешь наказана за этот поступок!"

Давая клятву Именем Б-га, Шауль напоминал женщину, которая, пребывая с любовником, клянется именем мужа. (Воистину, Шауль был праведником, который клялся только Именем Б-га, и он согрешил, обратившись к колдунье, лишь из страха перед грозящей опасностью.)

Женщина спросила его: "Чей дух вызвать для тебя?" "Вызови Шмуэля, господина всех пророков", — потребовал Шауль. Волшебница совершила обычный ритуал: воскурила фимиам, произнесла магическое заклинание — и появился призрак Шмуэля. Однако нечто необычное в тени пророка заставило ее вскрикнуть.

Обычно дух, вызываемый колдуньей с помощью тумы (сил нечистоты), появлялся вниз головой, ибо приходил в мир способом, противоречившим святому Б-жественному творению. Однако перед царем призрак предстал в нормальном положении. Волшебница со страхом поняла, что к ее колдовству

243

решил прибегнуть сам царь. "Не пугайся! — успокоил ее Шауль. — Только скажи мне, что ты видишь". (Шауль не мог видеть призрака. Хотя он и слышал его голос, но зримый образ явился только колдунье.) Женщина сказала: "Я видела ангельскую фигуру, поднявшуюся снизу в сопровождении второй".

Наши мудрецы объясняют, что вместе со Шмуэлем появился Моше. Когда дух Шмуэля был призван, он, опасаясь, что это Б-г зовет его на суд, попросил Моше сопровождать его и подтвердить, что Шмуэль судил людей в соответствии с учением Моше.

"Как выглядит призрак?" — спросил Шауль. "Это старик, облаченный в мантию", — отвечала волшебница.

Описание соответствовало облику Шмуэля, и Шауль склонился перед пророком. Шмуэль заговорил с царем и открыл ему будущее. Его пророчество было истинным посланием Ашема, а не результатом магии ов. (Шмуэль превосходит всех других пророков тем, что только он получил пророчество после своей смерти.)

"Б-г не отвечал мне через пророков и не посылал вещие сны, — объяснил Шауль, — поэтому я вызвал тебя подобным образом". Шауль не упомянул о своем обращении к урим ветумим, ибо ему было стыдно за уничтожение Нова, города коэнов, и он боялся, что Шмуэль поставит это ему в вину.

Шмуэль пророчествовал: "Б-г покинул тебя. Пришло время, когда Он исполнит Свое слово и отнимет у тебя царство, чтобы передать его Давиду. Он наказывает тебя за неподчинение Его приказу уничтожить Амалека".

"Почему сейчас ты открыл мне, что Б-г передает царство Давиду, а при жизни просто предсказал, что царство перейдет к тому, кто достойнее меня?" — спросил Шауль.

244

Шмуэль пояснил: "При жизни я боялся, что ты убьешь меня за помазание Давида. Теперь же я пребываю в Мире Истины и говорю всю правду".

Шмуэль продолжал пророчество: "Б-г отдаст еврейскую армию в руки филистимлян; ты и твои сыновья — погибнете. Однако, если ты примешь участие в битве, не страшась неминуемой гибели, это искупит грех разрушения Нова. Ты войдешь в часть Ган Эдена, предназначенную для праведников, где пребываю я".

Шауль, охваченный страхом в результате роковых откровений, пал на землю. Он был слаб и опустошен, ибо накануне постился день и ночь. Авнер и Амаса, которые ничего не видели и не слышали, спросили его о пророчестве, но Шауль отказался открыть правду, так как не хотел сообщать о предстоящем поражении. Кроме того, если бы он упомянул о предсказанной ему в битве гибели, они могли бы помешать Шаулю возглавить воинство.

Пророчество Шмуэля полностью сбылось: сыны Израиля были разбиты в сражении, а Шауль и трое его сыновей погибли.

На Небесах Ашем объявил ангелам: "Зрите величие Шауля! Праведник пошел на войну, зная наверное, что погибнет. Он даже взял с собой сыновей и возрадовался, когда Атрибут Суда поразил его".

8.  Шоэль идони — кость животного, называемого идо, помещали в рот прорицателя и принуждали ее говорить.

9.  Вопрошание мертвых — типы некромантии: советоваться с черепом или мертвецом или оставаться всю ночь на кладбище для общения с духами покойников.

Все эти ритуалы исполнялись силами нечистоты. Б-г испытывает настолько сильное отвращение к подобного рода ритуалам, что из-за них изгнал нееврейские нации из Ханаана.

Когда рабби Элазар изучал стих, в котором перечислялись хананейские культы, то обычно давал та-

245

кой комментарий: "Позор нам! Если дух тумы покоится на неевреях, связавших себя с тумой, то дух святости должен обязательно покоиться на том, кто связывает себя с Шехиной\ Тогда почему мы взываем к Б-гу, а Он не отвечает нам? Наши грехи отдаляют нас от ШехиньА"

Тора заверяет нас, что нам нет нужды советоваться с колдунами по поводу нашего будущего, ибо мы можем доверять Б-гу, Который устроил его наилучшим образом. Однако в древние времена еврею, пожелавшему узнать о будущем, было разрешено обратиться к пророку Ашема.

Тур объясняет: мы должны безоговорочно верить, что только Б-г управляет будущим, и, если мы слышим даже дурные предзнаменования из уст колдунов, наш ответ должен быть таким: "Б-г — Всемогущ; Он может нарушить естественный ход событий в соответствии со Своей Волей". Мы должны верить, что Б-г управляет нашей судьбой в зависимости от того, насколько мы близки к Нему.

Законы городов-убежищ

В разделе Масэй Тора объяснила, что тот, кто неумышленно убил другого человека, должен бежать в город-убежище. Изгнание искупает его вину, и, находясь в городе-убежище, он защищен законом. Моше добавил ряд деталей к законам о городах-убежищах, и среди них такие:

о Великий Санхедрии обязан обеспечить удобство дорог в город-убежище и снабдить их четкими указателями.

Ежегодно 15 адара Санхедрин отправлял мужчин проверять все дороги, ведущие к городам-убежищам. При необходимости их чинили, воздвигали мосты для облегчения путешествия. Судьи Санхедрина расценивали это как одну из своих первостепенных обязанностей, так как если неумышленный убийца из-за плохих дорог не успевал скрыться и попадал в

246

руки мстителей, Тора считала, что это убийство совершил Санхедрин.

о На каждом перекрестке по предписанию Санхедрина сооружался указатель направления в сторону города-убежйЧца с надписью "Убежище".

Именно к этому закону относил рабби Хама бар Ханина стих {Теплим 26:8): "Добр и праведен Б-г; поэтому Он наставляет грешников на путь".

Если Б-г так озабочен тем, чтобы на праведный путь направить грешников, то как же Он тогда заботится о праведниках!

о Считается, что еврей настроен враждебно по отношению к другому еврею, если отказывается говорить с ним в течение трех дней подряд. Если он однажды убивает человека, к которому испытывает вражду, то заявление о "случайности" убийства бейт дин отвергает, то есть, такое убийство нельзя расценивать как "неумышленное".

Из этого закона мы делаем вывод, что нарушение легкой для исполнения заповеди, в конечном итоге, приводит к нарушению более серьезных заповедей. Если человек не соблюдает заповедь "Люби ближнего как самого себя", то, скорее всего, он нарушит и заповеди "Не ненавидь его", "Не мсти" и, наконец, — "Не убивай".

Если судьи расценивают убийство как "преднамеренное", то они не должны избавлять убийцу от смертной казни (при соблюдении всех необходимых условий); они не должны говорить: "Один еврей уже убит, какая польза от смерти второго?" Освобождая умышленного убийцу, судьи поощряют дальнейшее кровопролитие, за которое понесут ответственность перед Б-гом.

Моше устроил три города-убежища на восточном берегу реки Иордан; другие три города были устроены Йеошуа в Эрец Исраэль.

Мы должны назначить еще три города-убежища в эпоху Машиаха, когда Б-г расширит нашу Землю и в нее войдут земли кенеев, кенизеев и кадмонеев (другие имена Эдома, Амона и Моава). Первоначально Б-г пообещал эти земли

247

Аврааму, но нашел, что евреи недостойны завоевать их во времена Иеошуа. В будущем Он даст нам дополнительные территории.

Запрет перемещения чужих межевых знаков с целью захвата земли

Еврей получает предупреждение, что он не может увеличивать свои владения обманным путем, тайно передвигая межевые знаки. Если же еврей все же поступает подобным образом, то он нарушает запрет посягательства на границу и, кроме того, и запрет воровства.

Именно это прегрешение явилось одним из грехов, из-за которых был разрушен Первый Храм. Нередко два богатых землевладельца, чьи земли граничили с участком бедняка, передвигали вехи все дальше и дальше и в результате лишали его земли. Пророк Иешаяу предупреждал свое поколение (5:8): "Горе тем, кто присоединяет дом к дому и придвигает поле к полю (посягая на владения бедняка путем переноса межевых вех). Вы (богатые и сильные) домогаетесь того, чтобы в одиночестве жить в Земле (не оставляя места для бедных и слабых)? Нет, Б-г без сомнения накажет вас".

Запрет посягательства на границы имеет более широкое толкование: каждый еврей должен был согласиться с распределением^ наделов земли с помощью Б-жественного жребия, когда Йеошуа и вожди колен делили Землю. Никто не имел права настаивать на переделе Земли.

Законы в отношении свидетелей и ситуация свидетелей-злоумышленников

Еврейский суд не может положить в основу своего решения косвенное свидетельство, слухи, письменное показание или показания одного свидетеля. Принимается только устное свидетельство двух кашерных очевидцев, пришедших в суд. Затем свидетели тщательно опрашиваются судьями. (Алаха предполагает четко определенную проце-

248

дуру перекрестного допроса). Если свидетели дают ложные показания так убедительно, что даже допрос не обнаруживает обмана, Тора не возлагает на судей ответственности за сокрытые факты, которые они не смогли выявить. Если же в результате человека приговорили к смерти, то это означает, что на нем лежал другой грех и что Б-г таким образом лишил его жизни. Примером тому служит история Навота.

Царь Ахав возжелал виноградник Навота. Порочная жена Ахава Йезевель устроила так, что Навота казнили по постановлению подкупленного бейт дина, который принял к сведению показания нанятых свидетелей. Так как имущество признанного виновным человека переходит к царю, то виноградник целиком попал в руки Ахава.

Какой же грех совершил до того Навот? Ему был дарован прекрасный и звучный голос. Приходя на праздник в Храм, евреи собирались, чтобы послушать его пение во славу Ашема. Но однажды Навот не пришел на праздник в Иерусалим. Именно за это он лишился жизни.

Б-г наказал его так сурово (ибо Навот был праведником) за то, что он не воспользовался своим необычным, подаренным Б-гом талантом в честь Ашема.

Если две пары свидетелей дают противоположные показания о происшедшем событии, то ни одно из свидетельств не принимается. Однако, если вторая пара свидетелей докажет, что первая пара не была на месте преступления, хотя и заявляет об этом, то принимаются показания второй пары.

Вот пример такого случая.

Свидетели А и Б: "Мы видели, как такой-то убил своего соседа на нашем заднем дворе пятого ава в 11 часов вечера в Шабат".

Свидетели В и Г: "Вы не могли видеть этого. Пятого ава именно в 11 часов вечера мы видели, как

249

вы выходили из дома г-на Алмони в другом конце города!"

Тора объявляет, что следует верить второй паре свидетелей, при условии, что они удовлетворительно прошли судейскую проверку.

Комментаторов занимает вопрос, почему следует верить второй паре, а не первой.

Согласно Рамбану, вторые свидетели не отрицают фактов свидетельства, а, скорее, делают заявление в отношении первой пары как таковой. Свидетелю не верят, если он дает показания о самом себе, следовательно, первая пара не может делать таких заявлений. Они могут защитить себя лишь тем, что приведут двух других свидетелей, которые подтвердят их присутствие на месте преступления.

При окончательном анализе, однако, закон о свидетелях-злоумышленниках — это постановление Торы.

Первая пара объявляется эйдим зомемим (свидетелями-злоумышленниками).

Свидетелей-злоумышленников приговаривают к такому же наказанию, какое они хотели уготовить своей жертве. Если тому, кого пытались оговорить, грозили сорок ударов плетью, то каждый из свидетелей получал по сорок ударов (количество ударов не делили); если предполагалось, что он заплатит штраф, то его вносили свидетели (но каждый из них вносил половину суммы), если его ожидала смерть, то казнили и свидетелей.

Этот закон относится к тому случаю, когда злоумышление свидетелей было раскрыто перед тем, как жертву казнили или наказали плетьми.

Однако наша традиция учит, что если после исполнения приговора суда выясняется, что свидетели были злоумышленниками, их приговаривают только к сорока ударам плетью за ложное свидетельство.

Саддукеи, отрицавшие Устную традицию, наставляли судей поступать наоборот: если свидетели-злоумышленники были разоблачены до наказания жертвы, их отпускали на свободу, если после — наказывали.

250

Мудрецы объясняли: "Вы неверно толкуете Тору. В ней сказано: "Вы должны поступить с ним так, как он замышлял поступить со своим братом" (19:19), а не "как он поступил со своим братом". Стих подразумевает, что свидетелей «наказывают за замысел совершить несправедливость по отношению к своему брату, пока тот жив, но не после того, как он казнен.

Почему свидетелей отпускали на свободу, если их злоумышление раскрывалось после казни жертвы?

Рамбан (19:19) объясняет, что мы должны видеть в происходящем руку Б-га. Если Б-г позволил свершиться приговору и не вмешался, то, следовательно, обвиненный действительно совершил смертельное преступление. Если бы на нем не было греха, то Б-г не позволил бы ему пасть жертвой заговора свидетелей, ибо сказано (Теплим 37:33): "Ашем не предаст его в руку нечестивца (который стремится поразить его) и не допустит обвинить его, когда он будет судим (если он невиновен)".

Кроме того, Б-г не позволит праведным судьям пролить невинную кровь. Очевидно, Он одобрил их решение.

Как еврейская армия готовилась к войне

Если войной руководит Ашем, то для каждого солдата является заповедью не бояться силы и численности врага.

"Когда ты выйдешь на войну против своего врага и увидишь коня и колесницу, народ многочисленнее тебя, не бойся..." (20:1).

Слова "коня и колесницу" употреблены в единственном числе, что подразумевает Б-жественное обещание: "Когда еврейский народ исполняет Мою Волю, то все кони и колесницы врагов (или прочее военное снаряжение) станут предо Мною как один конь и одна колесница. Вы превосходите врагов в праведных делах, и вы — потомки своих праотцев, которым Я обещал умножить их род.

251

Как Я вывел вас из Египта с помощью чудес, так же Я буду совершать для вас чудеса всегда, когда это необходимо".

Поэтому, перейдя через Ям Суф, сыны Израиля пели: "Коня и всадника Он сбросил в море". Хотя фараон преследовал евреев во главе многочисленной армии, все они были пред Б-гом подобны одному коню и одной колеснице.

Хотя Б-г не хотел, чтобы еврейский народ полагался только на чудеса, и поэтому должна была быть создана армия, тем не менее, еврейскому солдату запрещено всецело полагаться на еврейскую армию, ибо сказано (Теплим 147:9-10):

"Он (Б-г) не хочет (тех, кто доверяет) силе коня или (быстроте) ног человека. Ашем хочет тех, кто боится Его: тех, кто уповает на Его доброту (кто больше верит в Его силу, нежели в силу человека)".

Во время битвы солдат не имеет права думать о жене и детях. Он должен сознавать, что победа или поражение — в руках Б-га, и сражаться единственно ради Ашема, твердо помня: если он покинет поле боя, он может увлечь за собой других и тогда будет отвечать также и за их бегство.

Согласно Рамбаму (Законы царей 7:15), "Тот, кто искренне и бесстрашно воюет и думает только об освящении Имени Б-га, может быть уверен, что на него не падет никакое зло и ему не причинят никакого вреда". Тем не менее Биркат Перец объясняет, что солдат должен быть готов расстаться с жизнью, ибо его мысли могут быть несовершенны, и что "Сатана обвиняет в момент опасности".

Тора предписывает назначать особого коэна, который называется машуах милхама ("Коэн, помазанный на войну", освященный маслом помазания), чтобы воодушевлять народ и обучать его заповедям Торы в отношении приемов ведения войны. Коэн, помазанный на войну, обращался к

252

народу дважды. В первый раз на границе перед мобилизацией армии он читал стихи 20:5-7.

"Каждый, кто принадлежит к одной из перечисленных категорий, не может принимать участия в войне и должен покинуть фронт:

о Тот, кто недавно построил (купил или наследовал) новый дом и еще не освятил его прикреплением мезузы к косяку двери (то есть, человек еще не жил в доме).

о Тот, кто посадил (купил или унаследовал) виноградник, и не наступил еще четвертый год, когда плоды выкупают (как посвященные Храму), так что человек еще не получил от виноградника никакой личной выгоды.

о Тот, кто обручился с женщиной, но не успел жениться на ней".

Слова коэна повторял офицер, который добавлял:

о "Тот, чье сердце трепещет и кто дрожит при виде обнаженного меча, также должен вернуться домой".

Все, кто уходил, должны были обосновать свой поступок, кроме малодушных. Удалившиеся выполняли вспомогательную работу в тылу: очищали дороги, снабжали солдат пищей и т.д.

Почему Тора дисквалифицирует упомянутые выше категории людей, выводя их из боевого порядка?

1.  На уровне простого смысла, ни один из них не будет хорошим воином, ибо их сердца будут далеко от места битвы. Владелец дома мечтает о доме, в котором ему не придется пожить, если он погибнет в бою, жених — о свадьбе, которая может не состояться, и т.д. Такие люди быстро сбегут с поля боя.

2.  Один из наших мудрецов объясняет, что слова "трусливые и малодушные" относятся к тем, кто совершил грех и боится, что наказанием им станет гибель в битве.

С целью избавить грешника от публичного стыда, Б-г приказал, чтобы ушли и другие: построившие дом, посадившие виноградник или помолвленные.

253

I

Приказав судье Гидеону пойти на битву против мидиан, Ашем сказал ему: "С тобой слишком много солдат, чтобы Я предал мидиан в ваши руки, иначе евреи возгордятся, говоря: "Меня спасла моя рука". Поэтому объяви людям: "Тот, кто боится и дрожит, пускай возвращается. (В эпоху Судей законы Торы в отношении отбора солдат не применялись. Эти законы имели силу только во время правления еврейских царей. Тем не менее Б-г приказал Гидеону отпустить трусливых.) Ему следует покинуть гору Ги-лад рано поутру (когда все еще спят; это спасет его от позора)!"

Возвратились 22 000 человек, остались — 10 000.

Ашем сказал Гидеону: "Все равно людей еще слишком много. Приведи их к воде, и там Я проверю их!"

Гидеон привел воинов к воде, где Ашем наставил его: "Оставь около себя тех, кто лакает подобно собаке, чтобы напиться, и отправь тех, кто станет на колени". Только триста человек пили воду, лежа на земле, остальные — стояли на коленях.

Тогда Всемогущий открыл Гидеону: "Этим тремстам воинам Я дарую победу. (Потому что они — праведники; остальные встали на колени, ибо привыкли таким образом молиться идолам.)

Б-г помогает еврейским воинам, только если они праведны.

Мы видим, что Тора отдает предпочтение не большой армии, а тщательно отобранной, состоящей только из праведных воинов. Действительно, если во всем мире отдают под суд тех, кто отказывается от военной службы, Тора приказывает как раз обратное: публично объявить, что все нежелательные солдаты должны уйти.

Далее Тора предупреждает, что в армии должен царить высочайший уровень святости, так как в противном случае Шехина уйдет. После того как армия организована и гото-

254

ва к битве, коэн, помазанный на войну, еще раз обращается к народу. Его обращение повторяется другим коэном. Он провозглашает на святом языке стихи 20:3-4:

"Шма Исраэль (Слушай, Израиль)! Сегодня вы выступаете войной против ваших врагов. Пусть не будет мягким ваше сердце, не бойтесь, не трепещите и не страшитесь их. Ибо Ашем, ваш Б-г, идет на битву вместе с вами (Его святой ковчег, в котором обитает Шехина, среди вас) против ваших врагов, дабы спасти вас".

Вступительные слова ''Шма Исраэль44 подразумевали: "Даже если у вас есть только одна заслуга, которая состоит в том, что вы читаете Шма каждое утро и вечер, вы все равно заслужили спасение".

Почему чтение Шма. считается такой большой заслугой? Потому что это фундаментальнейший акт веры, когда еврей принимает господство Б-га над собой.

В древние времена даже неевреи понимали, что евреи защищены заслугой чтения Шма.

Филистимский гигант Гольят (Голиаф) дважды в день, утром и вечером, высокомерно и богохульно вызывал евреев назначить противника для битвы с ним, надеясь, что евреи соберутся послушать его и забудут о заповеди чтения Шма.

Коэн, помазанный на войну, четырьмя ободрениями призывал евреев не бояться врага, чтобы противодействовать четырем видам тактики устрашения, которую применяли нееврейские армии:

1.  Они с шумом ударяли щит о щит, дабы произвести страшный грохот.

2.  Их лошади в неистовстве рыли землю копытами и ржали.

3.  Они трубили в рога и трубы.

4.  Они издавали устрашающие воинственные крики. Поскольку такая тактика заставляла врагов трепетать и

содрогаться, коэн предупреждал евреев:

255

1.  Да не будут мягкими ваши сердца (от ржания их коней).

2.  Не бойтесь (лязга их щитов).

3.  Не трепещите (услышав трубные звуки).

4.  Не страшитесь (их боевых гимнов).

Военачальник добавлял следующие слова, которые повторял другой офицер: "Кто из вас малодушен и боится? Пусть возвращается домой, чтобы сердца его братьев не растаяли, подобно его сердцу".

Когда Авраам узнал, что его племянник Лот схвачен, он подготовил свое войско в соответствии с указаниями Торы. Авраам воскликнул перед битвой: "Кто боится совершенных им грехов или злых дел? Такой человек пусть вернется домой!"

Каждому городу необходимо предложить мир, прежде чем атаковать его

Ашем, Который любит мир, приказал сынам Израиля не начинать войны, не предложив противнику мира.

Завоевывая Эрец Исраэль, Йеошуа подчинялся этому приказу. Перед началом военных действий он призвал жителей Эрец Исраэль заключить мирное соглашение, в котором обговаривалось, что они или подчинятся евреям и примут Семь заповедей потомков Ноаха, или покинут страну. Перед тем как брать приступом какой-нибудь город, Йеошуа опять повторял предложение о мире.

Ашем также заповедал: "Осаждая город, окружайте его не со всех четырех сторон, а только с трех, тем самым оставляя для осажденных путь к спасению".

Не разрушайте ничего полезного

Среди законов Торы о правилах ведения войны есть и такой: мы не должны в ходе осады губить фруктовые деревья наших врагов.

Ненужное вырубание фруктовых деревьев запрещено всегда, а не только в военное время. Подобным же обра-

256

зом мы не можем уничтожать или портить ничего полезного, например, пищу, деньги или од^кду.

Концепция Торы — не уничтожать и не растрачивать попусту творения Б-га — противоречит воспитанию и обычаям неевреев. Между тем, даже небольшая предусмотрительность помогает избежать потерь: меню можно составить так, что остатки превратятся в привлекательное дополнительное блюдо; ненужную одежду - передать нуждающимся; деньги вложить в нужные и полезные инициативы (а лишние деньги отдать в цедаку), а не растрачивать попусту на капризы и бессмысленные развлечения.

Идя вавилонскими улицами, рабби Йеуда заметил двух людей, играющих в пятнашки хлебом. "Похоже, что вокруг очень много еды, — воскликнул он, — если люди так небрежно обращаются с хлебом!" Его глаза возмущенно засверкали, и гнев праведника тотчас же вызвал голод в стране, люди стали ощущать нехватку самого необходимого.

Мудрецы сказали рабби Каане: "Ты служишь рабби Йеуде, пройди с ним по базару, чтобы он увидел, как трагично положение людей". Рабби Йеуда заметил длинную очередь и поинтересовался, что здесь продают. На базаре ему ответили: "Кто-то продает испорченные финики, но их все равно покупают, потому что больше нечего есть".

"Неужто голод столь жесток?" - спросил рабби Йеуда. Он велел своему помощнику: "Сними с меня обувь, я буду скорбеть и поститься, умоляя Ашема о милосердии".

Как только помощник снял с ноги рабби Йеуды один башмак, начался дождь. Когда начал снимать второй, явился пророк Элияу и приказал: "Остановись! Если ты снимешь второй башмак, дождь превратится в сильнейший ливень, и мир будет затоплен (ибо Ашем не может видеть праведника в скорби)".

257

Эгла аруфа - процедура искупления убийства в случае, когда убийца неизвестен

Если убийство произошло при свидетелях, убийцу передавали в бейт дин для наказания. Но как же поступали в случае, когда личность убийцы была неизвестна?

Убийство не будет искуплено, пока не будут совершены действия, предписываемые законом об эгле аруфе (проламывании шеи телице). Они применимы только в Эрец Ис-раэль, где пребывает Шехина. Святая Земля не может вынести неотомщенного убийства.

Если убитый найден в любом месте Эрец Исраэль, об этом оповещается Великий Санхедрин в Иерусалиме. Пятеро его судей лично посещают место преступления и делают измерения во всех направлениях, чтобы определить, какой город расположен ближе всего к трупу. Даже если это очевидно, они, тем не менее, должны совершить процедуру измерения, ибо это заповедь.

Жертву хоронят на том самом месте, где она была обнаружена. Затем судьи Санхедрина уезжают, так как выполнили свои обязанности. Теперь приступают к делу судьи и старейшины (лидеры Торы) ближайшего к месту убийства города.

Старейшины берут годовалую телицу, которую никогда не использовали в сельскохозяйственных работах и которую купили на общинные деньги, и приводят ее в долину с каменистой и твердой почвой, непригодной для возделывания. В соответствии с некоторыми мнениями, через долину должен протекать сильный поток.

Старейшины убивают телицу ударом топора по затылочной части шеи и там же хоронят. Затем все старейшины города — а их может быть и сто человек — омывают в долине руки и провозглашают на святом языке: "Наши руки не проливали этой крови, и наши глаза этого не видели".

Каков смысл этого заявления? Ведь никто не подозревает старейшин города в совершении убийства?

Старейшины объявляют, что они даже косвенно не отвечают за преступление: "Мы никогда не отпускали из

258

города ни одного незнакомца без пищи (чтобы ему не пришлось воровать и быть убитым за это) или аез сопровождения (чтобы он не путешествовал без защиты по опасной дороге)".

Не гостеприимство — это тяжелый грех, ибо его последствия могут быть трагичны.

Царь Шауль завидовал Давиду и преследовал его. Опасаясь за свою жизнь, Давид умолял Йонатана, сына Шауля и своего друга, открыть ему истинные намерения царя. Поговорив с отцом, Йонатан понял, что Давиду угрожает опасность и посоветовал ему бежать.

Однако Йонатан не позаботился о том, чтобы снабдить друга едой, и очень скоро Давид и его спутники стали страдать от голода. Достигнув Нова, города, где жили коэны, Давид попросил еды у первосвященника Ахимелеха, который дал ему хлеб и оружие, не подозревая, что тот бежит от Шауля.

Царь Шауль расценил поступок Ахимелеха как измену, убил первосвященника самого и уничтожил весь город за "сговор с Давидом". Впоследствии Б-г наказал Шауля смертью за убийство коэнов. Таким образом, можно сказать, что если бы Йонатан, немного поразмыслив, снабдил Давида едой, не было бы гибели коэнов, разрушения города Нова и смерти Шауля.

В свою очередь, награда за гостеприимство — безгранична.

После смерти Йеошуа евреи из колена Йосэфа выступили на завоевание города Луза, который достался им по Б-жественному жребию при разделе Земли. Подойдя к стенам города, они не обнаружили входа. В недоумении сыны Йосэфа сказали жителю Луза, схваченному за пределами города: "Покажи, как войти в город, и мы будем добры к тебе!"

Мужчина указал им на тайный вход — полое миндальное дерево перед входом в пещеру. В город

259

 

previous                                                                                                                                              next

Home
Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map