Jewish Book Favorites 
(Russian Language)
from the Jewish Russian Library

Home

Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map

     
   

Кропильница весила 70 шекелей, что соответствовало 70 народам, происшедшим от Ноаха.

О Ложка (каф) намекает на дарование Торы. Тору называют "каф", ибо это слово означает также и руку. Ложка символизирует Тору, полученную еврейским народом из Рук Ашема,

Ложка весила 10 шекелей. Это намек на Десять Заповедей. Она была золотая, ибо Тору уподобляют золоту.

О Ложка была наполнена кторет (воскурениями). Кто-рет намекает на 613 заповедей Торн, ибо числовое значение слова "кторет" равно 613 (согласно правилам перестановки букв, принятым в кабале).

Бык, баран и ягненок в жертву ола — приношения эти символизировали праотцев.

о Бык — в память о гостеприимстве Авраама, побежавшего за быками, чтобы получше угостить своих гостей.

о Баран — напоминает о заслуге Ицхака, с готовностью позволившего связать себя на жертвеннике (вместо него в жертву был принесен баран).

о Ягненок — намек на Яакова, отделившего свои стада от стад Лавана.

о Два быка в жертву шламим — намек на Моше и Аарона, заключивших мир (шалом) между еврейским народом и его Небесным Отцом.

Предводители приносили также в жертву шламим пять баранов, пять козлов и пять ягнят. Они выбрали три вида животных, чтобы намекнуть на три составляющие части еврейского народа: коэнов, левитов и израильтян.

Мы видим, что предводители выбрали приношения, указывающие на исторические события от времен Адама и до освящения Мишкана.

Таким образом они намекнули на то, что вплоть до первого нисана 2449 года вселенная страдала от прегрешения

122

Адама. Из-за его греха Шехина удалилась и вместо нее на землю сошло проклятие.

Теперь же, когда Шехина вернулась в Мишкан, земля преисполнилась благословения и плоды снова обрели свой первозданный аромат. Исполняя заповеди, праведники возвратили Шехину на землю.

Тора двенадцать раз подробно перечисляет дары предводителей и, кроме того, еще раз приводит их общий вес и количество.

Эти сведения приведены потому, что в них тоже крылся глубокий духовный смысл.

Например, общий вес двенадцати ложек составлял 120 шекелей и символизировал 120 Мужей Великого Собрания, издавших множество постановлений для охраны законов Торы.

Общее число баранов — 60 — соответствовало 60 десяткам тысяч душ, составивших основу еврейского народа.

Так во всех суммарных количествах скрывались глубокие намеки.

На примере вождей царь Шломо научился, как освятить Храмовый жертвенник особыми жертвенными приношениями.

Для освящения Храма он подарил тысячу жертв ола.

Жертвенник будущего, Третьего, Храма также будет освящен особыми жертвоприношениями, как пророчествовал Ехезкель (43:26-27): "Семь дней будут они искупать жертвенник и очищать его, и они освятят его. По окончании же сих дней, в восьмой день и далее, коэны вознесут на жертвенник ваши приношения ола и шламим, и Я буду доволен вами", — говорит Ашем Элоким".

Цель возведения Мишкана достигнута

Завершающий стих этого раздела открывает нам, что освятительные приношения предводителей были лишь средством для достижения цели: вернуть сынам Израиля

123

г

Шехину, удалившуюся после греха золотого тельца. Эта цель была достигнута, когда Всемогущий обратился к Моше из Мишкана.

Поэтому раздел завершается так: "И когда входил Моше в Святая Святых, чтобы говорить с Ним, слышал он тот самый Голос, что слышал он прежде на горе Синай. Теперь он исходил от крышки Ковчега, из пространства между двумя херувами, оттуда Голос говорил ему" (7:89).

Почему Ашем говорил только с Моше, а не со всем народом?

Моше возвысился так, что уподобился ангелу (херуву). Первые буквы слов "между двумя херувами" составляют имя Моше.

БЕААЛОТХА

Мщва возжигания Меноры

В предыдущем разделе рассказывалось о том, как несиим двенадцати колен освятили жертвенник Мишкана своими жертвами. Однако Аарон, глава колена Леви, не пришел к Моше с таким же даром из скота и повозок, груженных приношениями для алтаря.

Почему Аарон, представлявший колено Леви, не предлагал дары для жертвенника вместе с другими несиим?

Аарон не стал предлагать повозки, ибо знал, что, по мнению Моше, эти средства передвижения не нужны. Моше полагал, что Мишкан будет передвигаться сверхъестественным образом. Однако Ашем принял от несиим тягловых животных и повозки, а также принесенные ими жертвы. Когда Аарон захотел принести такие же дары, глава колена Эфраима оттеснил его и занял его место.

Аарон не получил Небесного одобрения на участие в этих приношениях. Он пребывал в печали, думая, что Ашем лишил его участия в приношениях из-за его прегрешения.

'Торе мне! — воскликнул Аарон, — Всемогущий не простил мне греха золотого тельца".

124

125

Не только Аарон, но и все колено Леви было опечалено, что никто из них не возложил на жертвенник свою долю освятительных жертв.

Однако истинную причину, почему Ашем не дал Аарону участвовать в этих жертвоприношениях, освещает такая притча:

Царь объявил, что в саду его дворца будет устроено празднество. Его гонцы объехали всю страну, приглашая народ принять в нем участие. Повсюду были развешаны извещения о том, что царь приглашает к себе народ на праздник.

И только один вельможа, друг царя, тщетно ждал посланника, который призвал бы его на торжество.

"Должно быть, царь сердит на меня, — подумал он, — иначе разве обошел бы он меня?"

Когда празднества окончились, царь послал тайного гонца к дому своего друга.

"Праздничный прием для простого народа закончен, — сообщил он вельможе. — Завтра царь задаст еще один пир — для тебя одного. Он хочет выделить тебя особо, ибо ты — его близкий друг".

Так и Ашем потому не принял приношений Аарона, что уготовил ему еще большую честь: мицву устроения Меноры. Его колено Леви тоже удостоится особого отличия. (О церемонии посвящения левитов в слуги Ашема будет рассказано далее.)

Ашем успокоил Аарона, сказав ему: "Не печалься! Я припас для тебя мицву, превосходящую принесение освятительных жертв. Ты и сыны твои будут зажигать Менору в Мишкане и в Храме.

Мицва возжигания Меноры сохранится вовеки. Твои потомки Хашмонаим учредят неотменяемую мицву зажигания ханукальных светильников. Посему твоя Ханука пребудет вечно, тогда как ханука несиим лишь временна".

Говоря о возжигании Меноры, Ашем употребил необычное слово беаалотха. Одно из его значений — "Ты возвысишься". Выполняя эту мицву, евреи духовно возвышаются.

Кроме того, это слово подразумевает: Менору следует поместить на возвышение, вести к ней должны ступеньки. Для ее возжигания коэну заповедано всходить на это возвышение. Мицва выполняется так: к каждой из лампад подносят огонь и держат, пока она не разгорится сама.

Однажды вечером богач сказал своему другу, простому работнику, что хочет отобедать у него дома. Работник привел свой дом в порядок, приготовил еду и зажег свечи в комнате для трапез.

Но какое же смущение охватило его, когда он дождался своего богатого друга. Тот явился в сопровождении свиты — одни из слуг несли яркие светильники, другие размахивали пылающими факелами.

Хозяин поспешил в трапезную и погасил свои свечи, такие тусклые и убогие по сравнению с вливавшимся в дом морем света. Он торопливо убрал свечи в ящик. Войдя в трапезную и обнаружив, что она погружена во тьму, богатый гость изумленно спросил: "Разве ты не ожидал моего прихода? Почему ты не зажег никаких светильников?"

"Я зажег, — ответил тот. — Но увидев, сколь ярок свет лампад, что несут твои слуги, я устыдился выставлять свои простые свечи".

Богач сразу отпустил всех своих слуг. "Я буду обедать только при свете твоих свечей, — сказал он Другу» ~~ чтобы показать тебе, как ты мне дорог".

Так и Моше не мог понять, почему Ашем желает, чтобы в Святилище зажгли Менору. Всякий раз, когда он входил туда, он обнаруживал, что Мишкан ярко освещен блеском Шехины. Как же мог свет обыкновеннейшей, скромной Меноры сравниться с тем сверкающим сиянием, что излучала Шехина^.

Тогда Ашем сказал Моше: "Беаалотха — возжигая Менору, ты духовно возвышаешься. Посему и даровал Я тебе эту мицву".

Всемогущий, чтобы показать, что не нуждается в нашем свете, заповедал, чтобы три фитиля с каждой сто-

126

127

роны от центра Меноры были наклонены в сторону срединной лампады, а не наружу.

Хотя Аарону было разрешено приказывать зажечь Ме-нору кому-нибудь из своих сыновей, он всю жизнь с величайшей точностью выполнял эту мицву.

Например, для возжигания Меноры он всегда всходил на возвышение, хоть и был настолько высок, что мог бы достать до лампад, оставаясь на земле. Ыицва драгоценна в глазах Ашема, поэтому она упоминается в Торе не один раз. (О ней говорится также в Шмот 27:20-21 и в Ваикра 24:1-4). И каждый раз Тора сообщает о ней новые подробности.

Ашем предостерег Аарона от недооценки величия этой

мицвы.

Из-за своей огромной важности она выполнялась не за один раз. Когда утром коэн чистил Менору, он очищал пять лампад, затем выполнял другие служения, а потом чистил две оставшиеся лампады. Таким образом, эта служба растягивалась, чтобы привлечь всеобщее внимание.

Левиты посвящаются на служение

После того, как левитам были определены их задачи, им было запрещено приступать к служению, не пройдя особый ритуал посвящения, в который входило очищение от соприкосновения с трупом.

Ашем заповедал Моше: "Приведи левитов к Мишкану. Объясни им, что им выпало большое счастье — они избраны быть слугами Ашема.

Вот ритуал посвящения на служение для каждого из левитов:

о Все волосы на теле сбриваются.

о В третий и седьмой дни очищения его окропляют водами рыжей коровы, дабы очистить от нечистоты, порожденной соприкосновением с трупом.

о Он приносит свои Посвятительные жертвы.

128

О Над ним свершается воздымание.

Когда над левитами будет свершаться воздымание, вся община Израиля соберется и будет смотреть на это, ибо их служение искупает грехи всей общины.

Этим ритуалом посвящения левиты будут выделены из общины Израиля и поставлены превыше всех остальных."

Третьего нисана 2449 года Моше освятил левитов.

Он окропил их очистительными водами рыжей коровы. Им полностью сбрили все волосы на теле, подобно тому, как обривают пораженных цараат.

Почему их обрили так?

Левиты свершали служение вместо первенцев, принесших жертвы золотому тельцу. Идолов называют "мертвецами", а тех, кто приносит им жертвы, — "приносящими мертвецам". Пораженные цараат тоже подобны мертвым. Следовательно, левиты, занявшие место идолопоклонников — первенцев, отнесены были к категории "мертвецов" и обриты, подобно пораженным цараат.

Затем левиты принесли свои посвятительные жертвы: одного бычка для ола и другого — для приношения хатат.

Жертва хатат искупала идолопоклонство первенцев, чье место заняли левиты.

Левиты были приведены пред Святая Святых, куда Моше собрал весь народ.

Евреи возложили свои руки на головы левитов (смиха).

Над левитами совершили смиху, как над жертвой, ибо служение левитов будет даровать искупление совершившим смиху, подобно тому, как жертвы искупали грехи людей, приносивших их.

После этого Аарон, представлявший всех сынов Израиля, воздымал каждого леви и взмахивал им вверх, вниз и в стороны. Всего за тот день он совершил возмахание двадцатью двумя тысячами левитов, что свидетельствует о поразительной силе его мышц.

Ритуал воздымания означал, что Аарон приобрел левитов себе в помощники для Служения — в соответствии с

129

еврейским законом о том, что человек может приобрести некую вещь в собственность, подняв ее.

Теперь левиты были чисты и готовы приступить к своим обязанностям в качестве помощников коэнов, стражей, привратников, певцов хора и носильщиков Мишкана.

В возрасте двадцати пяти лет леви становился учеником в Святилище. Пять лет он учился и готовился к службе, а в тридцать лет начинал настоящее служение.

В Мишкане левит прекращал исполнять тяжелую работу носильщика по достижении пятидесяти лет. Если вследствие преклонного возраста его голос терял звучность, он покидал хор.

Песах катан - Малый Песах

Когда месяц нисан впервые застал евреев в пустыне, Моше подробно повторил законы Песаха,

Среди прочих законов он упомянул о том, что если человек нечист, ему нельзя приносить пасхальную жертву. Тогда несколько известных праведников пришли к Моше и Аарону с жалобой: "Мы нечисты, ибо община Израиля доверила нам охранять и нести гроб Иосефа. Подобает ли лишать нас мицвы принесения пасхальной жертвы из-за того, что от имени общины мы переносим гроб?"

Наши мудрецы искали ответ на вопрос о том, кто бы мог быть этим мертвецом, сделавшим людей нечистыми. За первый год, проведенный евреями в пустыне, ни один из именитых людей не умер, однако стих гласит: "Мы нечисты от тела усопшего адама" (9:7). Слово адам всегда относится к человеку выдающемуся. Мудрецы заключили, что здесь имеется в виду Иосеф, называемый в Теплим "адам", ибо он был человеком безупречным, господствовавшим над всеми своими страстями.

"Мы не просим, чтобы нам было разрешено есть от пасхальной жертвы. Мы только хотим знать, может ли коэн принести жертву от нашего имени и разбрызгать ее кровь".

130

Моше ответил: "Вы — великие люди. Посему я уверен, что Ашем дарует мне ответ на вашу просьбу. Дайте мне войти в Мишкан, дабы обратиться к Нему".

Моше вошел в Мишкан, чтобы изложить Ашему этот затруднительный вопрос. И тогда ему было дано наставление относительно законов о Песах шени, называемом также Песах катан — Малым Песахом. Эти законы не были открыты Моше ранее, чтобы их можно было записать в честь праведников, столь жаждавших исполнить мицву.

Ашем научил Моше: "Если еврей по какой-либо законной причине не может принести пасхальную жертву (например, он нечист или находится далеко от Святилища), он приносит ее на месяц позже, четырнадцатого ияра. Он соблюдает все законы о пасхальной жертве: он режет ее в полдень четырнадцатого ияра и ест вечером с мацой и марором. Однако в Малый Песах ему не надо убирать из своего дома весь хамец (квасное тесто), как в настоящий Песах; не обязан он воздерживаться и от исполнения работы".

Законы о Песах шени относятся только к отдельным случаям нечистоты. Тора заповедует, что если четырнадцатого нисана нечистым окажется большинство общины, то, несмотря на это, пасхальных ягнят должно зарезать как обычно, в полдень четырнадцатого нисана.

Почему случай, о котором было рассказано, не записан в начале книги Бемидбар

История с евреями, которые не могли принести пасхальную жертву, ибо были нечисты, произошла в нисане, на второй год скитания по пустыне (до того, как евреи были исчислены и получили знамена). Следовательно, об этом случае должно было бы говориться в Торе в самом начале книги Бемидбар.

Но Ашем не захотел начинать этим повествованием одну из книг Торы, ибо оно содержит упрек в адрес сынов Израиля. За все сорок лет пребывания в пустыне они только в этот первый год принесли пасхальные жертвы.

131

г

Они могли привести основательные причины, по которым не совершали пасхальных жертвоприношений во все последующие годы: в первый год они постоянно пребывали на одном и том же месте и потому ничто не мешало им делать своим новорожденным сыновьям обрезание. А потом они все время были в пути. Было бы опасно обрезать детей, не давая им после этого нескольких дней покоя. (Хоть евреи и задерживались в некоторых местах подолгу, они никогда не знали заранее срока своей стоянки.) Поэтому они не могли совершать обрезание. А отцу, сын которого не обрезан, не дозволено приносить пасхальную жертву. Следовательно, после первого года они не могли приносить пасхальные жертвы.

Кроме того, во все годы их пребывания в пустыне Всемогущий, дабы охлаждать воздух, заставлял северный ветер дуть каждый день. Это еще больше увеличивало опасность совершения обрезания.

Тем не менее Ашем счел евреев виновными. Если бы не их грехи — такие, как в происшествии с сетователями и лазутчиками, — Он не стал бы задерживать их в пустыне. И северный ветер тоже дул в наказание за их грехи.

Однако люди из колена Леви, несмотря на опасность, и в пустыне делали обрезание своим новорожденным сыновьям (точно так же, как выполняли они эту мицву в Египте, невзирая на указ фараона). Поэтому левиты приносили пасхальные жертвы.

Величие Поколения Пустыни

Тора рассказывает, что во время своих скитаний по пустыне евреи были ведомы Облаками Славы, и описывает, как выбирали они свой путь (9:15-23).

Существует несколько причин, почему Тора подробно говорит о том, как сыны Израиля свершали свой путь, и среди них такие:

1. Некоторые языческие народы заявили, что евреи блуждали без всякой цели, ибо Моше не знал, каким путем

132

идти. Поэтому Тора подчеркивает, что все переходы предписывались Б-жественным повелением.

2. Тора являет нам величие Поколения Пустыни. Этих людей не спрашивали, хотят ли они отправляться в путь и хотят ли они останавливаться в том или ином месте. Нет, они покорно следовали за Облаком Славы. Всякий раз, когда оно останавливалось над Мишканом, они разбивали свой стан; как только оно уходило, они уходили тоже. Иногда Ашем выбирал для стоянки неприятное место: например, в Маре воды были горькими и непригодными для питья. Тем не менее Облако задерживалось и в таких местах. Иногда они прибывали в место, богатое хорошими источниками воды и деревьями, — как, например, Эйлам, — но вскоре после прихода Облако удалялось, они никогда не знали, сколько времени доведется им пробыть на стоянке или в пути. Бывало и так: едва они успевали разгрузить свои пожитки и обосноваться на каком-то месте, как Облако поднималось, призывая их продолжать путь.

За время скитаний по пустыне евреи научились следовать указаниям Ашема с абсолютным доверием. Таким образом они обрели упование на Ашема, необходимое в долгие годы изгнания или скитания по "пустыне народов", как назвал изгнание пророк. И до сих пор евреи не потеряли своей веры в приход Машиаха, ибо они приучены надеяться и ждать. "И хотя бы оно (конечное Избавление) и медлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится" {Хавакук 2:3).

Кажется почти сверхчеловеческим, чтобы тысячи людей, в том числе младенцы и малые дети, таким вот образом сорок лет с готовностью держали свой путь. Евреи тем самым показали, что они готовы полностью подчиняться Б-жественной Воле.

Однако, как мы узнаем из раздела Масей, Ашем был милостив к сынам Израиля и позволил им в пустыне проводить много лет на одном и том же месте, не уходя с него.

Ашем восхвалил это замечательное поколение: "Так говорит Ашем: "Я вспоминаю о доброте твоей юности, о

133

твоей любви, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незаселенную" {Ирмеяу 2:2).

Две серебряные трубы Моше

Тот, кто боится Ашема, будет поставлен у власти.

Моше боялся Ашема и потому стал вождем, власть которого над народом была равна власти еврейского царя.

Ашем сказал ему: "Моше, ты— царь. Посему да изготовят тебе трубы, чтобы дуть в них для тебя, как дуют, трубя для царя на битву.

Пусть изготовят две трубы в твое личное владение. В них нельзя дуть ни для какого другого вождя".

Святость труб Моше была так велика, что перед его смертью они были спрятаны, чтобы никакой царь или другой вождь не смог впоследствии дуть в них. Даже преемнику Моше Иеошуа не разрешено было владеть ими. Когда Иеошуа взял Иерихо, одержав первую свою победу в Эрец Исраэль, коэны дули в шофары, а не в трубы Моше.

Ашем заповедал, чтобы обе трубы Моше были совершенно одинаковы и сделаны из серебра. (Золотые трубы напоминали бы о прегрешении золотого тельца.)

В пустыне о каждом выступлении евреев в поход оповещали три сигнала:

1.   Сначала Облако Славы, парившее над Мишканом, пока евреи стояли станом, разворачивалось в прямой столб, дабы указать, что надлежит отправляться в поход.

2.   Затем Моше возглашал: "Кума Ашем — Подымись!"; это был призыв к Облаку двинуться в путь.

3.  Коэны трубили в обе серебряные трубы особый призыв к выступлению в поход. И тогда народ начинал трогаться в путь.

Кроме сигналов об отправке, трубы использовались также для созыва всенародных собраний и собраний не-сиим. О каждом из этих событий оповещали разные звуки.

Ашем установил для всех поколений мицву — дуть в трубы в следующих случаях:

134

о при бедствии — например, при нападении врага, при засухе, во время чумы и так далее.

Услышав звук трубы, Ашем обещает вспомнить сынов Израиля добром и избавить их от опасности.

Пробужденные звуками трубы, евреи очнутся от своего духовного оцепенения и совершат тшуву. И тогда они удостоятся помощи Неба.

о каждый день во время принесения общинных жертв тамид в Храме.

Каждый день в Храме коэны дули в трубы по меньшей мере двадцать один раз.

Три раза утром, оповещая о том, что ворота уже открыты.

Девять раз во время принесения утренней жертвы тамид.

Девять раз во время принесения полуденной жертвы тамид.

Еще девять раз, если в тот день совершалось приношение мусаф.

В канун шабата в полдень раздавалось три трубных звука, дабы напомнить людям, что пора прекращать работу. Перед самым наступлением шабата в трубы дули еще три раза.

Почему во время каждодневных жертвоприношений звучали трубы? Их звуки призваны были подвигнуть людей на тшуву. И тогда жертвоприношения достигли бы своей истинной цели — сделать так, чтобы сыны Израиля возвратились к Ашему.

Итро покидает стан Израиля в пустыне

Двадцатое ияра 2449 года.

Евреи уже провели у подножия горы Синай почти год, получая и изучая заповеди Ашема.

Теперь Моше велел им готовиться в путь. Им было назначено отправиться прямо в Эрец Исраэль и через три

135

дня войти в Землю. (Впоследствии они согрешили, и поэтому их вступление туда было отложено на сорок лет.)

Среди сынов Израиля находился Итро, тесть Моше, получивший после своего обращения в иудаизм новое имя — "Ховев" — "Возлюбивший (Тору)".

Услышав о том, что народ собирается отправиться в Эрец Исраэль, Итро сообщил Моше, что вернется на свою родину, в Мидиан.

Моше пытался убедить его остаться.

"Не думай, будто тебе потому лучше не идти с нами в Эрец Исраэль, что ты гер и знаешь, что герим не удостоятся удела в Земле, — сказал Моше своему тестю. — Ашем заповедал нам любить всех герим, а ты достоин особой любви и доброты.

Хоть мы н не можем дать тебе в постоянное владение какие-нибудь поля в Эрец Исраэль, мы предоставим тебе вместо этого другие блага. Ты и твои сыны будете жить в изобильном плодами городе Йерихо и в его окрестностях. Ты сможешь возделывать там поля, пока не будет построен Храм".

Окрестности Йерихо, где почва была плодородной и произрастали финиковые пальмы, не достались при распределении Земли ни одному из колен. Они считались владением всей общины Израиля. Так как все колена жаждали выделить участок из своих владений для строительства Храма, было решено, что то колено, на чьей земле будет в конце концов возведен Храм, получит взамен Йерихо с округой, как дар от всех других колен. Таким образом все колена ощутят, что и они выделили землю для Храма.

Моше пообещал Итро, что тот сможет пользоваться землями Йерихо, пока не будет построен Храм.

Итро, однако, настаивал на возвращении в Мидиан. "У меня есть настоятельные причины вернуться туда, — объяснил он Моше. — Я не только оставил в Мидиане все свое имущество, но хочу обучить Торе свою семью и тех друзей, что есть у меня на родине, и обратить их в иудаизм.

Кроме того, тот год, когда я ушел оттуда, был годом засухи. Я одолжил деньги у разных людей, дабы поддержать бедняков. Если я не вернусь, мои должники подумают, что я пытаюсь избежать расплаты.

Подумай о том, что я нужен в Мидиане, а не здесь. В сравнении с тобой, Моше, светящим ярко как солнце, и с Аароном, чей свет не уступит лунному, я даю вам не больше света, нежели тусклая свечка. Посему отпусти меня".

Моше продолжал разубеждать Итро. Почему он так беспокоился о том, чтобы Итро остался?

Моше был озабочен тем, как бы уход Итро не привел к хилуль Ашем (осквернению Имени Всевышнего). Не ведая об истинных причинах возвращения Итро в Мидиан, какие-нибудь язычники могли заявить, будто он покинул евреев, не найдя в Торе истины, или оттого, что с ним немилостиво обошлись.

"Молю тебя, не уходи от нас теперь! — упрашивал Моше Итро. — Ты узрел своими очами, какие чудесные дела содеял для нас Ашем в пустыне. Мы будем любить и почитать тебя. Мы будем беречь тебя как зеницу ока своего, ибо заповедано нам любить герим.

Если ты покинешь нас, то ни один новообращенный больше не присоединится к нам, ибо станут думать, будто мы не оправдали твоих надежд.

И, кроме того, не преуменьшай свою мудрость. Как дал ты нам хороший совет о назначении судей, так просветишь ты нас и в других вопросах, в которых не будет ясности.

Если ты останешься с нами, то твои сыновья будут изучать Тору и войдут в Эрец Исраэль".

Итро был непреклонен и покинул стан.

Доводы Моше убедили Итро оставить своих сыновей в стане евреев. Внуки Итро вошли в Эрец Исраэль и, как и обещал Моше, получили плодородные земли Йерихо и его окрестностей. 440 лет они жили в этих владениях и обрабатывали их, пока не был построен Храм. Тогда эти земли были переданы колену Биньямина.

Некоторые из потомков Итро прославились среди общины Израиля. Хотя полученный ими удел и был плодо-

136

137

роден, они не пребывали в довольстве. Они не хотели заниматься земледелием, а мечтали целиком посвятить себя изучению Торы.

Они спросили: "Где можем мы найти учителя Торы, который наставил бы нас?"

"Есть среди сынов Израиля великий мудрец по имени Яавец (другое имя Отниэля бен Кеназа, первого из судей), — сказали им в ответ, — но то место, где он обучает, лежит в бесплодной пустыне и там вы будете жить в нищете".

Невзирая на это, потомки Итро переселились в пустыню. Они обнаружили Яавеца в просторном доме учения, где его уроку внимало множество людей. Среди них были коэны, левиты и евреи из знатных родов.

Потомки Итро промолвили с почтением: "Мы всего лишь герим, как же можем мы присоединиться к этому благородному собранию".

Поэтому они назначили себе место у входных ворот дома учения. Они сидели там и внимательно слушали уроки Яавеца.

В конце концов они стали выдающимися знатоками Торы. Потомки Итро прославились как руководители Сан-кедрина, обучавшие Торе всю общину Израиля.

Как народ поспешил от горы Синай прочь

Теперь сыны Израиля уходили от горы Синай к следующему месту своего назначения, к Киврот атаава, расположенному в трех днях пути от горы Синай.

Они ушли от горы Синай поспешно, как ученики, убегающие в конце дня из школы. Каждый день в течение нескольких месяцев получали они у подножия горы Синай новые мицвот, и теперь они подумали: "Если мы замешкаемся, Он может дать нам еще мицво^\

Ашем счел такое поведение греховным. Оно указывало на то, что они относились к Торе и к мицвот, как к бремени, а не как к благу.

138

Не далее, чем через три дня, евреи согрешили снова, сетуя на ман и требуя мяса.

Так как за этими двумя прегрешениями последовало третье, Тора решила не располагать рассказы о них по соседству, чтобы евреи не заработали клеймо "вечных грешников". (Троекратное повторение придает поступку статус "вечного".)

Тора вставила между ними отрывок "Ваеи бинсоа" (10:35-36), оказывающий сынам Израиля честь.

Хотя евреи и вызвали неудовольствие Ашема, поспешив прочь от горы Синай, тем не менее Его любовь к ним осталась прочной. Он повелел, чтобы Ковчег Завета сделал их поход приятным. Ковчег двигался впереди на расстоянии трех дней пути. Из него вылетали две искры, уничтожавшие все опасности: змей, скорпионов и врагов, поджидавших евреев в засаде. Ашем повелел Ковчегу действовать подобно полководцу, едущему впереди своего воинства.

Молитвы, которые произносил Моше,

когда народ снимался со стоянки и

располагался на стоянку

Тора приводит молитвы, которые произносил Моше всякий раз, когда народ отправлялся в поход или располагался Станом.

Когда Ашем хотел, чтобы евреи снялись со своего места, Он заставлял Облако, парившее над Мишканом, подняться и развернуться в длину, как если бы оно собралось уходить. Но оно не начинало двигаться, пока Моше не приказывал ему, провозглашая: "Кума Ашем! — Поднимись, Ашем!"

Когда Моше произносил эти слова, Ковчег начинал раскачиваться взад и вперед, как бы указывая, что он готов тронуться в путь. Это свидетельствовало о том, что над ним покоилась Шехина.

Всякий раз, когда подходила пора выступать в поход, Моше воздевал руки в молитве и молил Всемогущего:

139

"Яви Себя, Ашем, дабы рассеялись враги Израиля и дабы побежали от его лица ненавистники его".

Первоначально предполагалось, что евреи направятся прямо в Эрец Исраэль. Если бы так и произошло, то Земля была бы завоевана без сражений. Народы бежали бы при одном лишь появлении сынов Израиля. Моше молился о том, чтобы, узрев Шехину, враги рассеялись и обратились в бегство.

Всякий раз, когда Ашем хотел, чтобы евреи расположились на стоянку, Облако Славы, двигавшееся впереди них, застывало на месте. Но оно не развертывалось и не простиралось над Мишканом до тех пор, пока Моше не давал ему на это разрешения, вознося такую молитву:

"Упокойся, Ашем, в среде десятков тысяч и тысяч Израиля".

Эти слова подразумевают, что для высокой степени проявления Шехины требуется собрание 22 000 евреев. Это число соответствует тем 22 000 ангельских колесниц, которые окружали Всемогущего на небесах.

Этот стих означает также: "Благослови еврейский народ, чтобы каждая тысяча из них приумножилась в десять тысяч".

Раз Моше как бы имел власть приказывать Облаку остановиться, он воспользовался возможностью попросить об этом благословении. Он сказал: "Я не позволю Шехине упокоиться, пока не получу благословения для общины Израиля".

Приведенные выше стихи составляют отдельную книгу Торы

В начале и в конце упомянутого отрывка, рассказывающего о молитвах Моше (10:35-36), Тора поместила особые скобки в виде двух перевернутых букв "нун".

Почему в качестве знака взятия в скобки была выбрана буква "нун"?

1. Числовое значение этой буквы равно 50, а если отсчитать 50 паршийот от параши "Двинется соборный шатер —

стан левитов"(2:17), то попадем как раз на парашу "Ваеи бинсоа". {Паршийот — отрывки Торы, выделенные в свитке Торы пробелами.)

Следовательно, буква "нун" указывает здесь на то, что этот отрывок перенесен в Торе на 50 паршийот вперед.

2. Кроме того, буква "нун" символизирует тот факт, что если бы не грехи евреев, то они незамедлительно перешли бы через Иордан, ширина которого составляет 50 локтей. Обе буквы "нун" перевернуты, чтобы указать на то, что, согрешив, евреи, тем самым, обратили к Шехине свои спины. И поэтому их вступление в Эрец Исраэль было задержано.

С какой целью поставлены здесь эти своеобразные скобки?

1.    Они показывают, что заключенные между ними слова стоят не на своем месте. Так как здесь повествуется о молитвах, которые произносил Моше, когда евреи отправлялись в путь или разбивали стан, то эти слова должны были бы стоять рядом с рассказом о знаменах в разделе Бемидбар, в первом разделе, описывающем поход сынов Израиля по пустыне.

Однако, как объяснялось ранее, Ашем вставил их сюда, чтобы отделить друг от друга два прегрешения евреев.

2.  Эти знаки подчеркивают, что эта параша считается отдельной книгой Торы.

Согласно такому мнению, Тора состоит из семи книг, на что и намекают слова {Мишлей 9:1): "Премудрость построила себе дом, вытесала семь его столбов". Как существуют семь небес, семь стран света, семь дней в неделе и так далее, так и в Торе семь книг.

Вот эти семь книг:

1.  Берешит.

2.  Шмот.

3.  В а икра.

4.  Начало Бемидбар, вплоть до этой параши.

5.  Параша "Ваеи бинсоа" (10:35-36).

6.  Бемидбар от (11:1) и до конца.

7.  Дварим.

140

141

 

 

previous                                                                                                                                                next

Home
Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map