Jewish Book Favorites 
(Russian Language)
from the Jewish Russian Library

Home

Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map

     
   

наши земли, мы начнем против вас войну. Вы гордитесь своим наследием, своими способностями к молитве. Но и у нас есть свое наследие — меч, ибо Ицхак сказал нашему предку Эсаву: "Ты будешь жить за счет меча".

Сыны Израиля отправили в Эдом второе послание, но ответа на него не последовало, и там вскоре была собрана огромная армия.

Всемогущий запретил Моше вести войну против эдоми-тян, ибо мера их грехов была еще неполна и еще не наступило время их гибели.

Поэтому Моше и повел евреев в Эрец Исраэль другим путем, в обход Эдома.

Евреи обратились с аналогичной просьбой и к царю Моава, но он тоже ответил им отказом, поэтому евреям пришлось обходить и земли Моава.

Смерть Аарона на горе Ор аар

Несколько месяцев Облако Славы оставалось в Кадеше на границе с землями Эдома, затем, поднявшись, повело евреев в обход этих земель и, в конце концов, остановилось перед горой Ор аар.

Название "Ор аар" означает "гора гор". И, действительно, это была гора на горе, которая напоминала небольшое яблоко, лежащее на яблоке больших размеров.

Двойная гора символизирует дарованную Аарону при жизни двойную корону: Корону Торы (ибо он был учителем Торы своего народа) и корону Священства.

Обычно Облако Славы сглаживало все встречавшиеся в пустыне холмы и горы, чтобы евреи могли идти ровной дорогой. Однако Ашем оставил три горы:

о Синай, на котором Он передал Моше Тору;

о Нево, ставшую могилой Моше;

о Ор аар, ставшую местом погребения Аарона.

282

Ашем сохранил эти горы в напоминание евреям о том, что в пустыне таких гор было много и чтобы они могли ценить Его доброту, осознав, что Он сравнял горы с землей ради них.

Когда евреи подошли к Ор аар, Ашем объявил Моше: "Аарон воссоединится со своим народом. Его душа вместе с душами других праведников будет пребывать в Грядущем Мире.

Скажи ему как можно более тактично, что скоро он должен будет покинуть этот мир, ибо он согрешил у вод Меривы. Его сын Элазар заменит его на посту первосвященника. Того, кто оставляет вместо себя сына, можно считать неумершим".

Ашем поведал о своем решении не самому Аарону, а через Моше, объяснив это так: "Мне неловко сообщать ему такую весть".

Получив от Ашема такое распоряжение, Моше умолял Его:

—  Властелин Вселенной, не может ли Аарон оставаться живым и на западной стороне Иордана?

—   Это невозможно, — отвечал Всемогущий. — Пока он жив, сыны Израиля не войдут в Эрец Исраэль. Неужели ты хочешь, чтобы он оставался в живых такой ценой?

Но Моше продолжал умолять Всемогущего:

—  Властелин Вселенной, как же я могу сказать своему брату: "Пришло твое время"?

Ашем отвечал:

—  То, что он узнает об этом именно от тебя, будет для него особой честью. Скажи ему: "Счастлив ты, коли в последний час тебя провожают твои сыновья и я. (Кто позаботится обо мне, когда придет мой час умирать?) Более того, твое место займет твой сын (а мое — нет)".

Кроме того, Аарон умрет без участия ангела Смерти. Когда он рисковал жизнью, возжигая среди людей воскурения, чтобы остановить мор, Я сказал, что у ангела Смерти не будет над ним власти. Я Сам приму его душу.

Осознав, что решение Всевышнего окончательно, Моше беспрекословно подчинился Его воле.

283

На следующее утро он воздал Аарону публичные почести. Изменив обычный порядок процессии — Аарон справа, Элазар слева, по обе стороны от них несиим, а позади все остальные, — Моше велел Аарону идти в центре, заняв то место, которое обычно занимал сам Моше.

Недоумевая, почему Аарону оказана такая честь, люди решили, что вместо Моше удостоился Аарон духа святости.

Когда процессия подошла к Мишкану, Аарон хотел войти в него, чтобы исполнить ежедневную утреннюю службу.

—   Подожди, — сказал ему Моше, — Ашем приказал, чтобы сегодня ты не исполнял службу.

—  Что же Он велел делать? — спросил Аарон.

—   Ты узнаешь об этом, когда мы взойдем на Ор аар,

—  отвечал Моше.

Он приказал несиим оставаться у подножия горы, и на вершину ее поднялись только он, Аарон и Элазар. Аарон вновь спросил его:

—  Что приказал Ашем?

—   Брат мой, — осторожно начал разговор Моше, — знаешь ли ты, что обладаешь богатством, которое Всемогущий может потребовать вернуть назад?

—   О брат мой, Моше, — отвечал Аарон, — в моем владении находятся и весь Мишкан, и все его священные сосуды. Скажи, неужели я исполнял службу неправильно?

Пытаясь говорить более откровенно, Моше спросил Аарона:

—  Доверил ли тебе Всемогущий огонь?

—   И не один, — отвечал Аарон. — Я отвечаю за все семь огней Меноры.

—   Я имею в виду не это, — сказал Моше. — Возможно, Он доверил тебе нечто, похожее на свет?

—  Душа человека — это свеча Ашема {Мишлей 20:7),

—   отвечал Аарон. — Ты хочешь сказать, что подошло мое время умирать?

284

—   Да, — сказал Моше и, прижав руки к сердцу, вскричал: "Сердце болит в моей груди, и страх смерти обуял меня" (Теплим 55:5).

На вершине горы уже была готова пещера, в которой стояла кровать и горела свеча.

Ашем велел Моше: "Отдай одежды священника Аарона его сыну, Элазару, который станет первосвященником вместо него".

Но Моше не знал, как выполнить приказ Всевышнего, ведь надевать одежды первосвященника в не предписанном Торой порядке (вначале нижнее белье, а затем верхняя одежда) было запрещено. Чтобы облачить Элазара надлежащим образом, надо было полностью раздеть Аарона.

"Не бойся, — сказал Ашем Моше, — приступай, Я же сделаю Свою часть дела".

Чудеса, совершенные Ашемом для Аарона перед его смертью были еще более великими, чем все чудеса, которые он видел за свою жизнь. Какой бы предмет одеяний священника ни снимал Моше, он обнаруживал под ним сообразный предмет Небесного одеяния, и, таким образом, тело Аарона не обнажалось. После того как Моше снял с Аарона все восемь одеяний первосвященника, на нем оказалось восемь соответствующих Небесных одеяний.

Тогда Моше сказал Аарону: "Ляг на ложе!" Аарон выполнил приказ брата.

—  Закрой глаза, — велел Моше. — Аарон закрыл их.

—   Вытяни ноги! — приказал Моше. Аарон подчинился.

Снизошла Шехина, и душа Аарона с радостью потянулась к ней, стремясь вернуться к своему истоку (Б-жест-венный поцелуй).

Так как уход души через "Б-жественный поцелуй" является возвышенным и святым зрелищем, душа Аарона покинула этот мир в уединении пещеры. Эту величественную картину было позволено наблюдать только Моше и Элазару.

Объятый тоской, Моше воскликнул: "Как счастлив человек, умирающий подобным образом!"

285

Позднее Ашем даровал Моше право умереть так же.

Ангел Смерти не имел власти над шестью праведниками, которые умерли, благодаря Б-жествен-ному поцелую. Это были:

о Авраам, о Ицхак, о Яаков, о Моше, о Аарон, о Мириам.

Всемогущий приказал Моше и Элазару: "А теперь покиньте пещеру". Как только они вышли, вход в нее закрылся.

Когда Моше и Элазар спустились с Ор аар, люди не могли понять, что же произошло. Они видели, как на гору поднялись три человека, а назад вернулись только двое.

Среди сынов Израиля стали возникать различные слухи, вызванные беспокойством о судьбе Аарона.

—  Где Аарон? — спрашивали Моше.

—   Он умер, — отвечал предводитель еврейского народа.

Не поверив его словам, народ стал угрожать ему: "Не смей говорить нам, что ангел Смерти имел над Аароном власть! Аарон следил за ним и не позволял убивать евреев! Верни нам его немедленно, или мы забьем тебя камнями! Нам известен твой суровый нрав. Должно быть, Аарон сказал или сделал нечто такое, что ты расценил как грех и наказал его смертью!"

За возведенные на Моше ложные подозрения евреев покарали Небеса: сразу же после описанных событий на них напал Амалек.

Моше молился Ашему, прося снять с него подозрения.

286

Тогда Всемогущий приказал ангелам явить людям гроб Аарона. Им было видение парящего в воздухе гроба Аарона, и только после этого они поверили в его смерть.

Скорбь от понесенной потери была столь глубока, что еврейский народ — и мужчины, и женщины, и дети — оплакивали его 30 дней.

Скорбели и Небеса. Б-г и Его Небесное воинство, восхваляя Аарона, возгласили: 'Тора Правды была на его устах, и ни одна несправедливость не слетела с его уст; он шел со Мной е мире и честности. Ибо в устах коэна таилось знание, и люди искали откровений Торы из его уст, ибо он был подобен ангелу Господина Сил" {Малахи 2:6-7).

Почему Аарон удостоился такого оплакивания? Он пользовался всеобщей любовью, потому что любил людей и всячески стремился к миру.

Проходя по стану, он приветствовал каждого еврея искренней улыбкой и теплыми словами, даже если встретившийся ему человек был злодеем. Видя это, совершивший грех или собирающийся совершить его еврей думал: "Почему Аарон-первосвященник, величайший сановник Общины Израиля, приветствовал меня? Очевидно, он считает меня праведником". И, ощущая стыд из-за того, что истинная его природа не соответствует созданному Аароном образу, человек стремился стать праведнее.

Услышав, что поссорились два еврея, Аарон навещал одного из них и говорил: "Знаешь ли ты, как огорчен ссорой с тобой твой бывший друг? Он не выходит из дома, бьет себя кулаком в грудь и разрывает одежды, сожалея о вашем разрыве, но из-за мучающего его стыда не может сказать тебе об этом сам!"

Затем Аарон посещал другого и говорил ему те же слова. Встретившись, эти люди обнимались, целовали друг друга и воссоединялись.

Если Аарон слышал о разладе между мужем и женой, он не успокаивался до тех пор, пока ему не удавалось их помирить. Если ему сообщали о двух спорящих сторонах, он пытался найти компромисс, дабы уладить дело.

287

Аарон умер в возрасте 123 лет, первого ава 2487 года. В его честь Облака Славы покрывали евреев подобно щиту; после его смерти они исчезли.

После смерти Аарона

амалекитяне нападают на евреев

под видом хананеев

Когда Аарон умер, враги еврейского народа проведали, что Облака Славы больше не окружают лагерь евреев и теперь, путешествуя, сыны Израиля следуют не за Облаком Шехины, а за Ковчегом.

Неевреи восприняли это как Б-жественный знак, свидетельствующий о том, что Б-г покинул евреев, а значит теперь, если они нападут на еврейский народ, им будет сопутствовать удача.

Амалек, давнишний враг евреев, решил отомстить им.

За какой грех еврейского народа Всевышний решил подвергнуть его нападению врагов?

1.  Евреи были наказаны за то, что клеветали на Моше после смерти Аарона.

2.  Когда умирает праведник, в мире усиливается зло, так как заслуги праведника более не защищают его поколение.

Амалекитяне хорошо помнили свою последнюю битву с евреями, окончившуюся их поражением, когда Моше воздел руки в молитве. Поэтому они приняли меры, чтобы евреи не смогли прибегнуть к силе молитвы.

Договорившись с Арадом, ханаанским царем, который был их соседом, амалекитяне одолжили одежду хананеев, чтобы вступить в битву под их личиной. Они рассуждали так: "Приняв нас за хананеев, евреи станут молиться Б-гу об их гибели. Их молитвы будут неэффективными, так как будут относиться совсем к другим людям".

При виде приближающихся вражеских солдат евреев охватил ужас. Пытаясь вернуться в Египет, они отступили, совершив семь переходов. Левиты удержали их от дальнейшего бегства. Осознав, что эта беда пала на них из-за

288

отсутствия праведника, евреи, горько рыдая, предались скорби о кончине Аарона.

Хотя враги были облачены в типичную хананейскую одежду, сыны Израиля испытывали сомнения по поводу того, кто на них напал. Если это были хананеи, то почему своим обликом они походили на амалекитян? И почему кожа у них была светлой, как у амалекитян, тогда как хананеи смуглы, ибо являются потомками Хама?

Поэтому евреи решили молиться Всемогущему, не называя при этом точных имен своих врагов. Совершая тшуву за свои грехи, они рыдали: "Ашем, если Ты отдашь этих людей (какой бы национальности они ни были) в наши руки, мы не будем извлекать из своих трофеев никакой пользы и уничтожим их".

Всемогущий, Который всегда близок к Своему народу, приняв их тшуву и молитву, даровал победу евреям. Преследуя амалекитян, евреи вновь прошли, но уже в обратном направлении, то расстояние, на которое они успели отступить. Они убили врагов и разрушили их владения, амалекитяне же не убили и не ранили ни единого еврея (пока был жив Моше, ни один еврей не пал в битве, Благословляемой Ашемом) и захватили лишь одну рабыню, свою соотечественницу, ранее взятую в плен евреями.

Облака Славы отсутствовали над лагерем совсем недолго — Всемогущий восстановил их для еврейского народа ради заслуг Моше.

Медный змей

Подойдя к границам Эдома, евреи надеялись пересечь эту страну и немедленно войти в Эрец Исраэль.

Страшным ударом для евреев стал отказ эдомитов разрешить им пересечь свою страну. Это означало, что они снова должны будут идти в обход по пустыне. После долгих лет странствий они ощущали огромную усталость, и им не терпелось скорее достичь Обетованной Земли.

Оставшиеся в живых представители Поколения Пустыни жаловались Моше: "Зачем ты увел нас из Египта?

289

Чтобы мы умерли в пустыне? Мы уже почти достигли границ Эрец Исраэль, а теперь нам опять надо поворачивать в пустыню. Мы странствуем уже 38 лет, и нам более этого не вынести".

Предвидя также продолжительность и тяготы будущего эдомитского изгнания, народ был очень этим угнетен.

"Опять нам придется есть ман, — говорили евреи, — а ведь это совершенно неестественная пища, в конце концов, она когда-нибудь разорвет наши желудки, ибо не приводит к физиологическим отправлениям".

Жалобы людей были безосновательны и расценивались Ашемом как лашон ара в отношении мана. Небесный Глас провозгласил: "Неблагодарные! Вы недовольны, несмотря на все совершенные Мною для вас добрые дела!

Я дал вам чудесную пищу, ман, который полностью поглощается телом, освобождая вас от неприятной необходимости покидать лагерь для совершения естественных отправлений.

Путь вокруг земли Эдома также должен был стать для вас благом, чтобы вы не пострадали от эдомитян. Более того, вам предстоит покорить царство Сихона и Ога".

Далее Ашем сказал: "Пусть же змея, которая не жалуется на свою пищу, по вкусу напоминающую пыль, накажет тех, кто недоволен восхитительной пищей".

Б-г наслал на еврейский народ ядовитых змей, дабы они поразили смертельными укусами часть ропщущих на ман. Другие недовольные погибли от укусов диких собак и скорпионов.

Раскаявшись в своих поступках, они пали перед Моше на колени со словами: "Мы согрешили, когда говорили против Ашема и тебя. Помолись Ему, чтобы он избавил нас от змей".

Тотчас же простив их (если у вас просят прощения, надо немедленно простить и не проявлять жестокосердия), Моше стал умолять Ашема пощадить грешников.

Б-г дал ему такие наставления: "Изготовь большого змея, называемого сараф, чей яд вызывает сильную лихорадку (сараф означает "жгучий"). Прикрепи его к вершине

290

высокого шеста, чтобы его можно было видеть с любого конца стана. Еврея, которого укусила дикая собака или скорпион, излечит быстрый взгляд на сарафа. Тот, кого укусила ядовитая змея, ради исцеления должен глядеть на сарафа пристально.

Конечно же, ни быстрый, ни продолжительный взгляд на змея в действительности исцелять не мог. Ашем имел в виду, что пораженный человек будет исцелен, если направит свой мысленный взор к Небесам, то есть будет смотреть на сарафа с мыслями о тшуве. Нечестивец не получит исцеления, сколько бы он ни глядел на змея.

Почему Ашем даровал исцеление с помощью змея? Вид змея ассоциируется с грехом лашон ара. Змея — символ лашон ара, ибо первая змея в Ган Эдеме оклеветала Создателя. Таким образом, взгляд на змея пробуждает тшуву.

Ашем не сказал Моше, из какого материала изготовить сарафа. Однако "мудрый человек понимает тонкий намек". Моше рассуждал так: "Без сомнения, Ашем желает, чтобы рукотворный змей напоминал живого. Тело и голова живой змеи имеет медный отлив. Более того, само слово нахаш (змея) напоминает слово нехошет (медь). Поэтому я изготовлю сарафа из меди, а не из золота или серебра".

Взяв шест, Моше подбросил сарафа в воздух, и змей волшебным образом взлетел на вершину шеста.

Слова Ашема сбылись, и тот, кто совершал тшуву, смотря на сарафа, оставался в живых.

Сделанного Моше медного змея Община Израиля хранила почти 700 лет. Его называли "нехуштан". Так как он сохранил свою исцеляющую силу, в конце концов, к нему стали относиться как к священному предмету. Когда распространилось идолопоклонство, евреи, впав в грех, поклонялись медному змею.

Царь Хизкияу, который очистил страну от идолопоклонников, в конце концов, сокрушил его. "Он разрушил медного змея, сделанного Моше, ибо до того времени (его

291

времени) сыны Израиля курили ему фимиам и называли его именем "нехушта^ (II Мелахим 18:4).

Великие чудеса у реки Арнон

Продвигаясь вдоль восточных границ Эдома и Моава, стран, не позволивших пройти по их территориям, евреи достигли земель эморейцев и разбили лагерь к северу от Моава на небольшой полоске земли у реки Арнон.

Там Всемогущий совершил для них чудеса, столь же удивительные, как и чудо разделения вод Ям Суф.

Посещающие долину реки Арнон произносят благословение: "Да будет благословен Он, Кто совершил в этом месте чудо для еврейского народа".

Вот что там произошло. Узнав, что евреи собираются пересечь узкую долину реки Арнон и осознав, что случай предоставляет им легкую возможность уничтожить весь еврейский народ, эморейцы задумали внезапную атаку.

Эморейские воины устроили в долине реки Арнон засаду, одни спрятались в горных пещерах по обе стороны реки, другие укрылись в самой долине. Они надеялись, что узкая долина станет для евреев смертельной ловушкой, из которой они не смогут спастись, и собирались, сбросив на них камни сверху, одновременно атаковать их снизу.

Горы по сторонам долины располагались так близко друг к другу, что, стоя на вершине, находившейся с одной стороны долины, можно было разговаривать с человеком, укрывшимся на горе с другой ее стороны. Когда евреи приближались к долине, горы на той стороне долины, где спрятались эморейцы (впоследствии эти горы стали частью Эрец Исраэль), узрев Ковчег Ашема, начали дрожать, а затем чудесным образом начали двигаться в сторону Моава, словно приветствуя сынов Израиля. Ашем заставлял двигаться друг к другу два нависавших над долиной хребта до тех пор, пока они не сошлись. Острые выступы эмо-рейских гор с необыкновенной точностью совпали с пещерами и выбоинами моавитских гор. Так два горных хребта погубили спрятавшихся в пещерах и в долине лю-

292

дей. Их кровь окрасила воды Арнона в красный цвет. Тем временем евреи продолжали путь, не ведая о той смертельной ловушке, от которой были спасены столь чудесным образом.

Только Б-г ведает о всех чудесах, совершаемых Им для Своих созданий.

Под кроватью человека может прятаться ядовитая змея, а ему об этом может быть и неизвестно. Утром, когда он спускает ноги с постели на землю, змея быстро уползает. Человек избежал смерти, но не ведает о совершенном ради него Всевышним чуде. Поэтому Писание говорит: "Ему, Кто в одиночку совершает великие чудеса; только Он знает о великих чудесах, которые Он постоянно совершает для нас" (Теилим 135:5).

И сказал Всемогущий: "Я желаю, чтобы Мои дети знали, какую огромную армию Я для них погубил".

Ашем заставил горы вернуться на свои прежние места, и вода из Колодца Мириам, устремившись в горные пещеры, становясь красной от крови, выносила из пещер человеческие конечности, которые плыли к границе стана. Воды принесли сынам Израиля также жемчуга и бриллианты эморейцев, и этих трофеев было в два раза больше, чем при разделении вод Ям Суф.

Двое пораженных цараат шли за пределами Облака Славы. Увидев груды человеческих конечностей и окровавленную воду, они сообщили об этом евреям, следовавшим в окружении Облаков.

Только тогда люди осознали, что Ашем спас их от гибели. Они пропели хвалебную песнь о волшебном Колодце Мириам, который открыл им великое чудо, и эта песнь стала также прощальной песней с Колодцем, ибо вскоре после смерти Моше он пропал.

Евреи сочинили песнь лишь о Колодце Мириам; хвалебной песни о маме они не создали, ибо сказали о нем лашон ара.

293

Хвалебная песнь в честь Колодца Мириам

Начало этой песни напоминает песнь о Ям Суф. "Тогда Исраэль спел эту песнь..." (21:17). Однако имя Ашема во всей этой песне не упоминается ни разу. Не упоминается в ней и имя Моше.

Моше был наказан смертью за то, что ударил скалу, являвшуюся Колодцем Мириам. Он не мог петь хвалебную песнь скале, из-за которой ему был вынесен смертный приговор, подобно тому, как человек не может петь жизнерадостную песнь, восхваляющую его палача.

Почему в песне не упоминается Имя Ашема? Ответ на этот вопрос дает следующая притча.

Аристократа пригласили на свадьбу. Он сказал хозяину: "Я приду, если вы пригласите и моего друга. В противном случае не ждите меня".

По той же причине Ашем не допустил упоминания в песне Своего Имени: Он не желал, чтобы у людей возникло подозрение о том, что имя Моше не указано в ней из-за Его недовольства им.

Эту песнь можно интерпретировать двояко. В своем буквальном смысле она относится к Колодцу Мириам, в переносном же смысле восхваляет Тору, духовный "колодец живой воды".

Буквальный смысл песни о Колодце

"Поднимись, о Колодец", — пели они. После каждого стиха этой песни пели припев: "Поднимись, о Колодец". Каково же значение этих слов?

1.   Евреи обращались к Колодцу со словами песни: "Поднимись из долины Арнон, о Колодец, и принеси то, что там есть (конечности убитых эморейцев), явив великие чудеса Б-га".

2.  Колодец никогда не давал воду, если Ашем был недоволен народом Израиля (позднее мы скажем об этом подробнее). Тогда к колодцу приходили самые великие люди и пели: "О Колодец, яви воду", моля Ашема дать им воды.

294

"Это Колодец, который выкопали князья..." Эти слова означают следующее:

1.   Современники наших предков, Авраама, Ицхака и Яакова, относились к ним как к князьям. Именно великие заслуги наших предков стали своего рода духовной основой существования Колодца, и не будь этих заслуг, Колодец не поддерживал бы их потомков в течение скитаний по пустыне.

Хвала Всемогущему, Который вознаграждает боящихся Его. За каждый добрый поступок, совершенный ради другого, человек пожинает соответствующие плоды, но главная награда его ожидает в Грядущем Мире,

о Авраам принес своим гостям немного воды для омовения ног. За это Б-г на 40 лет даровал евреям Колодец.

о Авраам усадил гостей в тени своего дерева, за что Всемогущий дал Своим детям надежную защиту — Облака Славы.

о За то, что Авраам дал ангелам хлеба, Ашем в течение 40 лет давал май его потомкам. Помимо хлеба, Авраам предложил гостям масло, молоко и мясо, поэтому Всемогущий сделал так, что май обладал самыми разнообразными ароматами, в зависимости от возникшего у человека желания.

о Авраам подал своим гостям мясо нескольких животных, за что Всевышний дважды даровал его потомкам перепелов.

Упомянутые в Шмот (16:13) перепела прекратили выпадать через год. Когда на сороковой год скитаний евреи перестали роптать на отсутствие мяса, Б-г даровал им перепелов во второй раз (Бемидбар 11:31).

2.   Когда вода в Колодце поднималась, глава каждого колена прочерчивал посохом линию по направлению к месту расположения своего колена. Затем старейшины об-

295

щины проводили ручейки к шатрам каждой семьи. Таким образом, слова "Это Колодец, который вырыли князья" относятся и к несиим, проведшим воду к своим коленам.

"...Который прорыли своими посохами благороднейшие из народа по приказу законодателя (Моше)".

1.  Эти слова подразумевают, что Колодец Мириам исчез после ее смерти, но благодаря заслугам благороднейших из людей, Моше и Аарона, вновь возник у вод Ме-ривы.

2.  Хотя Колодец давал воду всегда, когда евреи разбивали стан, иногда, будучи недовольным Своим народом, Ашем делал тах, что она временно исчезала.

Тогда талмщей хахамим ("благородные") и маленькие дети, не запятнанные грехом, приходили к Колодцу и пели песнь во славу Всемогущего: "Поднимись, о Колодец, во имя заслуг Авраама, Ицхака и Яакова; поднимись, о Колодец, во имя заслуг Моше, Аарона и Мириам".

Когда Колодец вновь давал воду, она вначале, образуя поток, текла между землями, занимаемыми коленами Ие-гуды и Иссахара.

Затем несиим с помощью посохов чертили линии, ведущие к территориям, на которых располагались их колена, и вода текла по этим линиям, обозначая границу между коленами.

"А из пустыни Колодец был дан евреям в дар".

В Своем бесконечном добре Всемогущий постоянно снабжал еврейский народ водой во время его скитаний по сухим пустынным землям.

Хотя Колодец сопровождал евреев во имя заслуг их праотцев и великих вождей, он, тем не менее, являлся "бескорыстным даром" Всевышнего. Даже когда, согрешив, евреи утрачивали право получать выгоду из заслуг своих праотцев, Колодец всегда находился рядом с их лагерем (ибо праведники молились о том, чтобы Б-г снабдил людей водой).

296

"И этот дар обратился в ручейки".

Как описывалось выше, поток поднимавшейся из Колодца воды разветвлялся на несколько ручейков, определявших границы между коленами.

"Колодец (сопровождал евреев) вверх в высокие горы и из гор в долины. (Он пропал, когда евреи пришли) в поле Моава на вершине (где умер Моше)".

"Колодец можно было видеть от начала пустыни", ибо Б-г поместил его в озеро Кинерет. Если глядеть на озеро из пустыни, можно было заметить посреди него скалу с множеством отверстий, как в решете, которая и являлась Колодцем Мириам.

Воды из Колодца Мириам исцеляли больных цараат.

Благодаря своим добродетелям, Мириам была излечена от цараат, поэтому и вода из Колодца Мириам обладала целебными свойствами.

Однажды человек, больной проказой, купался в Кинерете, Б-г сделал так, что скала, являющаяся Колодцем Мириам, оказалась рядом с ним. Погрузившись в целебную воду Колодца, больной сразу же излечился.

Каждый раз на исходе шабата во все колодцы наливается небольшое количество воды из Колодца Мириам, поэтому обычно женщины набирают воду после завершения шабаш. Если Ашем позволяет найти воду из Колодца Мириам, то, омывшись этой водой, прокаженный исцеляется, даже если все его тело уже было покрыто пузырями.

Однажды после шабата жена прокаженного пошла за водой, и ей досталась влага из Колодца Мириам. По возвращении домой ее встретил муж, возмущенный ее долгим отсутствием. Кувшин упал с плеча женщины, и немного воды попало на ее мужа. Там, куда брызнула вода, исчезли следы проказы.

297

_

Старый дом учения возле Тверии был построен мудрецами так, что его вход был обращен в ту сторону, в которой, как они определили, располагается Колодец Мириам.

Таким образом, входя в дом учения, человек становился лицом к Колодцу Мириам и, вспоминая о том, как Б-г снабжал евреев водой в пустыне, укреплялся в своей вере в Него.

Песнь о Колодце в аллегорическом понимании

Колодец Мириам символизирует также святую Тору — духовный источник всей мудрости и успеха:

"Это Колодец, который выкопали князья..."

Наши праотцы, князья мира, изучали и соблюдали Тору еще до того, как она была дарована еврейскому народу на горе Синай.

Авраам соблюдал даже будущие раввинские постановления, а Ицхак (после акеды) и Яаков изучали Тору в ешивах Шема и Эвера.

"...Который благородные из народа вырыли по приказу законодателя (Моше)..."

Благодаря Моше, наш народ получил на Синае Тору, превратившую нас в нацию "благородных".

"...А из пустыни — дар..."

Всевышний даровал нам Тору не в обитаемой земле, а в пустыне, среди прочего и потому, что только смиренный человек может получить знания Торы в дар. (Смиренный уподоблен пустыне, в которой каждый человек может оставить свой след.)

"...И от Матаны до Нахлиэля..."

После Дарования Торы (Матана), изготовив золотого тельца, евреи совершили грех идолопоклонства (Нахлиэль — нахалу авода зара).

"...И от Нахлиэля до Бамота..."

Из-за того, что еврейский народ предавался идолопоклонству, он был наказан смертью (слово бамот интерпретируется как ба мавет, что означает "пришла смерть").

298

Виновное в совершении этого греха поколение было приговорено в пустыне.

Хотя кара Всевышнего пала на евреев лишь после случая с разведчиками, Его приговор первоначально был вынесен после совершения ими греха поклонения золотому тельцу.

"...И от Бамота к долине..." Затем праведнику Моше было сказано, что и он не войдет в Эрец Исраэль, а умрет в долине.

Битва с Сихоном

И вот евреи подошли к границам страны эморейцев, которой правил страшный царь Сихон.

Сихон был выше самой высокой башни, а его армии были сильнее армий фараона.

Обычно имя "Сихон" давали человеку, обладающему неимоверной силой.

Моше дал Сихону шанс избежать войны, отправив ему следующее послание: "Позволь нам пройти через твои земли. Мы не сделаем ни шага в сторону твоих полей и виноградников и заплатим за питьевую воду. Мы будем следовать лишь большими дорогами, пока не пересечем границ твоей страны".

Ответ Сихона был таков: "Я не могу выполнить твою просьбу, ибо все соседствующие с моим народом народы платят мне за то, что я не позволяю чужеземцам пересекать границы своей страны".

Эти народы доверили могучим гигантам Сихону и Огу защищать их от захватчиков. Ог, царь соседнего государства Башан, был братом Сихона.

Сихон и Ог были сыновьями Шамхазаэля, одного из ангелов, живших на земле в человеческом обличье до Потопа.

Ог и Сихон обладали огромной силой, сравнимой с силой тридцати одного ханаанского царя.

299

Ашем ожесточил сердце Сихона, так как греховность эморейцев к тому времени достигла своего апогея, и Небеса вынесли приговор об их уничтожении.

Чтобы облегчить евреям победу, Всевышний внушил Сихону мысль собрать свои войска и отправить их в пустыню. Если бы Сихон укрылся в Хешбоне, хорошо укрепленной столице своей страны, и отвел бы свои войска в другие хорошо защищенные города, то победить эморейцев было бы не просто. Однако Сихон этого не сделал, и его армия потерпела поражение от сынов Израиля.

После того как Моше убил царя Сихона, для евреев не составило труда завладеть незащищенными городами и столицей страны, городом Хешбоном, где оставались только женщины и дети.

Захватывая эморейские города, евреи покорили также и часть моавитских земель, которые эморейцы ранее завоевали. Хешбон, например, искони был моавитским городом.

Предприняв в свое время несколько неудачных попыток завладеть этим городом, Сихон нанял двух знаменитых колдунов, Билама и его отца Беора, чтобы, прокляв страну Моав, они помогли ему поработить Хешбон.

Колдуны прокляли Моав такими поэтическими словами:

"Приди в Хешбон! Он будет построен заново и будет жить с именем Сихона, ибо станет его городом. Начнется жестокая война. Пламя Сихона погубит царей Моава и священников, приносящих жертвы божествам Арнона.

Горе тебе, Моав! Ты погиб, народ, поклоняющийся богу Кемошу! Твои сыны станут изгнанниками, а твои дочери — пленницами Сихона, царя эморейцев! Мы будем метать в них стрелы, пока не уничтожим их от Хешбона до Дивона. Мы опустошим все вплоть до города Нофаха, что у Медвы".

Позднее Сихон действительно покорил Хешбон, поэтому Билам и его отец были провозглашены могущественными колдунами, чьи проклятия исполняются.

300

На самом же деле Ашем позволил Сихону захватить часть моавитских земель ради Общины Израиля. В то время Всевышний еще не даровал евреям силы, достаточной для нападения на земли Моава (Дварим 2:5). Вместо этого Ашем внушал Сихону мысль подчинить себе те районы Моава, которые он хотел отдать во владения народу Израиля.

Тора повествует об этих событиях, чтобы показать нам: Всемогущий управляет всемирной историей ради благополучия Своего народа.

Битва с Огом и завоевание Башана

В конце месяца тишри 2487 года сыны Израиля оказались перед другим страшным врагом, Огом, царем Башана. Убив Сихона и разгромив его армии, евреи разгневали Ога, и он мобилизовал свои войска на битву.

Царь Ог был последним из оставшихся к тому времени в живых гигантов, существовавших до Потопа. То было огромное и уродливое создание. Наши мудрецы говорят, что для насыщения ему требовались тысяча быков и тысяча кувшинов воды и что он построил 60 городов, самый малозащищенный из которых был высотой в 90 км. Считалось, что он непобедим, и лишь один из его сыновей превосходит его силой.

Узнав, что Ог готов начать войну, Моше испугался. Однако наш великий учитель Моше страшился не физической силы Ога. Ему лучше, чем кому-либо другому было известно, что перед Всемогущим не устоит ни один народ. Поэтому он неустанно убеждал евреев не бояться врагов и упрекал их за страх перед обитателями Ханаана, вызванный донесением разведчиков.

Чего же тогда страшился Моше? Он опасался, что Всемогущий станет помогать Огу. Моше рассуждал так: "Мне только 120 лет, а этому человеку более 500! Ашем даровал ему долгую жизнь не без оснований.

301

 

 

                                                     previous                                                                                       next

                                                                                                

Home
Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map