Jewish Book Favorites 
(Russian Language)
from the Jewish Russian Library

Home

Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map

     
   

пределами Мишкана! Я погибну, как погибли мои сыновья Надав и Авиу".

"Поспеши, — настаивал Моше, — ты теряешь драгоценное время. Пока ты рассуждаешь, умрет множество евреев".

Аарон подчинился, думая при этом: "Ради Общины Израиля я готов пожертвовать своей жизнью".

Как верный пророк Ашема, Моше имел право в исключительном случае прибегать к экстренным мерам (ора-ат шаа), поэтому он приказал Аарону предложить воскурения за пределами установленного места и в необычное время.

Всемогущий приказал Моше положить конец мору с помощью воскурений, ибо сыны Израиля согрешили, произнеся лашон ара, а воскурения искупают этот грех.

Однако обычно воскурения искупают тайную клевету. В данном же случае евреи открыто обвинили Моше и Аарона в гибели 250 человек. (Публичный лашон ара искупается звоном колокольчиков, прикрепленных к мантии первосвященника.)

Тем не менее в описываемом случае для искупления были выбраны именно воскурения, чтобы показать их жизненное начало, о чем и говорится в тексте. Эти воскурения были принесены публично, так же как публично был произнесен лашон ара.

Откуда ему было известно, что благодаря воскурениям прекратится мор? Он узнал об этом, когда был вознесен на Небеса для получения Скрижалей. Небесные служители Всевышнего были против того, чтобы Он доверил людям Свою святую Тору. Моше убеждал их, что Б-г сформулировал мицвот Торы именно для людей с присущим им ецер ара, ибо ангелы, которые способны познать тайны Торы в объеме, выходящем за пределы человеческих возможностей, в них не нуждаются.

Признав убедительность этих доводов, ангелы в знак согласия с Моше наделили его особыми дарами. Ангел Смерти открыл Моше великую тайну: если зажечь воску-

242

рения, стоя перед ним, он не сможет совершать свою разрушительную работу.

Когда Аарон принес в стан чашу с горящими воскурениями и дым создал завесу между мертвым и живым, перед Аароном предстал ангел Смерти.

"Я должен завершить свою работу, — сказал ангел, — Не мешай мне".

"Моше направил меня сюда именно для того, чтобы я помешал тебе", — отвечал Аарон.

И поскольку ангел отказался подчиняться, Аарон силой перенес его к Мишкану, и мор прекратился.

Наши мудрецы считают, что ангел Смерти обладал необходимой силой для выполнения своей страшной работы, так как совершенные евреями грехи караются смертью. Однако воскурения пробуждают Шехину, а кроме того, молитва Аарона смягчила наказание народу Израиля. Таким образом, работа ангела так и не была завершена.

Ангел Смерти терял свою силу, если перед ним поднимался дым воскурений. Спор ангела и Аарона касался только тех, кто уже был поражен мором, ибо сила воскурений не могла вернуть их к жизни. Разрешить этот спор удалось только в тот момент, когда "Аарон возвратился с ангелом к Мишкану, где стоял Моше", т.е. "ради личных заслуг Моше".

Воскурения могли прекратить мор лишь на короткое время. Моше приказал сделать это, чтобы получить отсрочку для вознесения молитв Общины Израиля к Небесному трону.

Когда рабби Аха приехал в селение Тарша, жители этого селения сказали: "Нас посетил великий человек, давайте обратимся к нему за помощью".

Придя к нему, они спросили: "Господин, разве тебя не беспокоят наши несчастья?"

"В чем дело?" — спросил рабби Аха.

"Неделю назад в селение пришла смерть, — отвечали люди. — Это чума, и ее не остановить".

Рабби Аха сказал им: "Давайте, пойдем в синагогу и будем умолять Всемогущего о милости".

243

По дороге к ним присоединились другие жители селения, рассказавшие о новых жертвах чумы — умерших и безнадежно больных.

"Положение очень тяжелое, — сказал рабби Аха. — Сделаем так. Выберите сорок праведников, я буду с ними. Мы разделимся на четыре группы по десять человек и, направившись в разные стороны, трижды с полным благоговением прочтем отрывки Торы, описывающие воскурения и жертвоприношения (эти отрывки являются частью утренней молитвы)".

Они последовали его совету. Затем рабби Аха велел им: "Идите в дома, где есть умирающие, отделите их от живых и вновь трижды прочтите эти отрывки. А потом — стихи: "И сказал Моше Аарону: "Возьми чашу...", "И Аарон взял...", "И стоял он между мертвыми..." (17:11-13).

Жители выполнили этот совет, и ангел Смерти покинул селение.

Этой же ночью во сне рабби Аха услышал Небесный Глас, который наставлял его: "Вели селянам раскаяться. Теперь ты знаешь, как остановить ангела Смерти, но помни, что эти люди — грешники (и поэтому все равно будут наказаны). Научи их тшуве, и пусть они никогда не прекращают изучать Тору. Скажи им также, чтобы они переименовали свое селение (ибо изменение названия приводит к смене мазала — определенного аспекта Б-жественного управления)".

Итак, воскурения были избраны средством для прекращения мора, ибо некогда оговорены евреями. Евреи говорили, что воскурения действуют подобно яду, погубив вначале Надава и Авиу, а теперь еще 250 человек.

Всемогущий отвечал: "Теперь воскурения спасут евреев от смерти, и это будет доказательством того, что они имеют отношение не к гибели людей, а к их грехам". Совершив воскурения, Аарон спас народ от мора и тем самым опроверг обвинения в губительном действии воскурений.

Евреи роптали на то, что, по их мнению, три священных предмета приносят несчастья:

о воскурения, из-за которых погибли Надав, Авиу и сторонники Кораха;

о Ковчег, ставший причиной гибели филистимлян, обитателей Бейт Шемеша и Узы (во времена царя Давида);

о посох Моше — людям казалось, что именно из-за него произошли десять казней в Египте и десять — у Ям Суф.

Дабы евреи поняли свою ошибку, Ашем сделал так, что каждый из этих предметов принес благословение сынам Израиля.

о Благодаря воскурениям, как уже отмечалось, был прекращен мор.

о Ковчег даровал благословение Всевышнего и величие человеку по имени Овэд, в чьем доме Ковчег оставался в течение трех месяцев (II Шмуэль 6:11). За это время Ашем благословил его множеством детей, которые впоследствии стали выдающимися знатоками Торы.

О В Маса-у-Мерива по приказу Всемогущего Моше иссек из скалы воду, ударив по ней тем самым посохом, который наводил казни на Египет {Шмот 17:5).

Жезл колена Леви расцветает, свидетельствуя,

что именно это колено и Аарон

избраны для священства

После того как земля поглотила Кораха, Датана и Ави-рама, ни у кого более не оставалось сомнений, что Сам Всевышний назначил Моше лидером сынов Израиля.

Б-жественное призвание Аарона на пост первосвященника было подтверждено гибелью 250 сторонников Кораха, оспаривавших это право. И все же некоторые евреи

244

245

продолжали упорствовать, настаивая на том, чтобы службу исполняли первенцы из всех колен, а не только левиты.

Таким образом, считали они, все колена приобщатся к Б-жественной службе. Чтобы положить конец любым притязаниям, Ашем совершил чудо, подтвердившее, что Он Сам выбрал колено Леви. Это чудо также свидетельствовало о Б-жественном избрании Аарона на пост первосвященника.

Почему избрание Аарона нуждалось в повторном подтверждении? Некоторые обвиняли Моше и Аарона в том, что 250 человек погибли непосредственно из-за их молитв или из-за того, что они использовали для этого какое-то тайное знание. Поэтому Ашем и совершил явное чудо, заставившее несогласных замолчать.

Ашем приказал Моше: "Возьми двенадцать жезлов. На каждом напиши имя главы соответствующего колена. На жезле колена Леви напиши имя Аарона.

Внеси на ночь все жезлы внутрь Мишкана. Поутру жезл с именем колена, избранного для Моей службы, чудесным образом зацветет".

Предвидя возможные упреки в том, что один из жезлов расцвел, поскольку в нем содержалось больше влаги, нежели в других, Моше вырезал из одного большого бревна двенадцать совершенно одинаковых жезлов и приказал, чтобы глава каждого колена написал на одном из них свое имя.

Потом он внес жезлы в Мишкан, причем жезл Аарона поместил в середину, чтобы никто не мог упрекнуть его: "Жезл Аарона дал росток, потому что лежал ближе всех к Шехине".

Войдя в Мишкан на следующее утро, Моше увидел, что жезл Аарона покрыт листьями, цветами и плодами миндаля. (Это было двойное чудо, так как цветы после появления плодов не опали, как это происходит обычно.) Более того, на жезле Аарона появилось состоящее из четырех букв Имя Ашема, как оно пишется на цице (головной пластине) первосвященника. Так было показано, что Аарон избран верховным священником, т.е. тем, кто носит циц.

246

Почему зацвел жезл Аарона?

Это чудо указывало на присутствие Шехины, которая вселяет жизнь даже в мертвые предметы, заставляя их цвести.

Подобное чудо произошло и с золотыми растениями, которыми царь Шломо украсил Храм. Они дали золотые плоды, когда на Храм низошла Шехина.

Плоды миндаля в сочетании с пророчеством о чуде были символом того, что Всемогущий очень скоро исполнит свою волю. (Слово шакед — "миндаль" происходит от корня шакад — "поспешать".) Дело в том, что это дерево зацветает раньше других. Таким образом Ашем намекал на то, что любой посягнувший на священство будет тотчас же наказан.

Так произошло с царем Узияу: когда он вошел в Храм, дабы исполнить службу, его тотчас поразил цараат.

В конце концов Б-жественные знамения убедили евреев в истинности пророчеств Моше.

Жезл Аарона никогда не засыхал, и цветы на нем никогда не увядали. Ашем повелел Моше поместить его рядом с Ковчегом как доказательство того, что колено Леви избрано для священства.

Хранить жезл Аарона было доверено еврейским царям. Перед разрушением Первого Храма царь Ио-шияу спрятал его вместе с другими дарами и священными сосудами.

Коэны и левиты должны удерживать евреев от совершения служения

После многочисленных смертей, связанных со служением в Мишкане, евреи испытывали страх. "Мишкан — источник бед, — говорили они. — Смерть настигла Ко-раха и его сторонников; наверное, и остальных ждет та же участь".

247

И тогда Ашем предупредил коэнов и левитов: "Вы должны следить за тем, чтобы в запретные помещения Миш-кана не смог войти непосвященный. Если вам не удастся воспрепятствовать этому, вы будете наказаны".

Мицва охранять Мишкан и Храм

Ашем приказал коэнам и левитам каждую ночь охранять Мншкая и Храм.

На самом деле Ему не требуется никакой охраны для зашиты Своего Дворца, ибо Ашем Сам охраняет весь мир. Он повелел выставлять вокруг Мишкана почетную охрану, чтобы евреи осознали его величие, поскольку к охраняемому зданию люди обычно подходят с трепетом, относясь к нему, как к царскому дворцу.

Каждую ночь вокруг Храма должны были стоять 24 стража. Коэны стояли на посту в трех местах в азаре, а снаружи на 21 посту должны были находиться левиты. За всеми стражами зорко следил проверяющий и, обнаружив кого-либо спящим, ударял его палкой; он имел также право поджечь одежду провинившегося.

Дары, приносимые коэнам

Поговорка гласит: "Если моя корова сломает ногу, это пойдет мне на пользу". Смысл ее в том, что каждое несчастье может обернуться благом. Например, Аарон только выиграл от спора с Корахом, ибо впоследствии Всемогущий заключил с ним соглашение о том, что коэны всегда будут получать предназначенные для них 24 дара.

Однажды император подарил своему другу поместье, не составив при этом никакого документа на право владения.

Воспользовавшись этим, некие мошенники стали утверждать, что это поместье принадлежит им. Тогда император сказал другу: "Теперь я распоряжусь оформить необходимые документы, дабы никто не мог усомниться в том, что истинный владелец — ты".

248

Точно так же и Ашем после спора Кораха с Аароном о праве на священство заключил с кознами официальное соглашение, состоящее в том, что они и все их потомки имеют право на получение 24 даров, которые обязаны отделять для них сыны Израиля.

Ашем возвестил: "Я наделяю вас этими дарами добровольно и с радостью, подобно тому, как подписывают документ, удостоверяющий дар близкому другу".

Двадцать четыре дара, которые еврей должен отделять для коэнов

Десять даров коэны могут употребить в пищу, только находясь во дворе Храма:

1.  Части животного от жертвы хатат.

2.  Части птицы от жертвы хатат.

3.  Жертва повинности (ашам).

4.  Жертва, приносимая в случае сомнения в совершении провинности (ашам талуй).

5.   Части общинной жертвы шламим, приносимой на Шавуот.

6.  Остаток лога масла, которым пользовались для очищения от цараат.

7.  Два хлеба, приносимые в жертву на Шавуот.

8.  Хлебы предложения.

9.  Остаток принесенной в жертву муки. 10. Остаток жертвы омер.

Четыре дара коэн может использовать в пределах Иерусалима:

1.  Все первенцы — самцы кашерных домашних животных должны быть отданы коэну, который сжигает на жертвеннике часть внутренних органов, а мясо употребляет в пищу (или сохраняет его, если у животного были дефекты).

2.  Первые плоды {бикурим).

3.  Части тода (благодарственной жертвы) и барана на-зира.

4.  Шкура всех жертвоприношений.

249

Дары, которые коэны могут использовать в любом городе Эрец Исраэль:

1.  Трума — доля от урожая каждого еврея.

2.  Десятина, которую леви отделяет для коэнов от десятины, полученной им самим.

3.  Хала — часть теста.

4.  Первая шерсть от стрижки.

5.  Лопатка, челюсти и желудок от любого зарезанного животного (даже если оно не было принесено в жертву).

6.  Деньги за выкуп сына-первенца.

7.  Деньги за выкуп первенца осла.

8.  Поле, посвященное Храму и не выкупленное владельцем в отведенное время.

9.  Поле, посвященное как "херем", собственность коэнов. 10. Собственность, украденная у гера и возвращенная

вором после смерти гера, если у того не осталось наследников.

Почему Ашем повелел поддерживать коэнов и левитов?

1. Освободив колено Леви от необходимости зарабатывать себе на жизнь, Всевышний дал левитам возможность полностью посвятить себя Торе и службе. Колено Леви не получило, подобно прочим коленам, обширных угодий в Эрец Исраэль. Не участвуя в боевых действиях, левиты не получали и трофеев. Они были, скорее, "армией Ашема", учениками, изучавшими Тору, и ее учителями, ибо сказано: "Я твоя доля и твое наследство, говорит Ащем" (Бемидбар 18:20).

Рамбан пишет: "Не только колено Леви, но и любой человек, чье сердце подсказывает ему служить Ашему и познавать Его (и кто, таким образом, следует прямым путем, предначертанным человеку при Сотворении, вместо того, чтобы, как это свойственно людям, вынашивать разнообразные планы), становится святым из святых. Ашем станет его долей и наследством на вечные времена, даст ему все необходимое для поддержания жизни подобно тому, как Он обеспечивает всем необходимым коэнов и левитов.

250

Рабби Иона обычно отдавал маасер (десятину от своих доходов) рабби Ахе бар Уле, который не относился ни к коэнам, ни к левитам, но изучал Тору.

Также царь Хизкияу приказал жителям Иерусалима отдавать долю коэнам и левитам, чтобы они были крепко связаны с Торой Ашема (II Диврей Аямим 31:4).

2. Когда коэны едят жертвы, принесенные евреями, последние получают искупление.

Каждый еврей должен отделять маасер в пользу левитов — десятину от всех произведений своего поля.

Левиты отделяют маасер от маасера, то есть десятую часть от получаемого ими, для коэнов. Эта часть носит название трумат маасер или маасер мин амаасер (десятина от десятины).

Отделяя маасер коэну, левит признает, что положение ко-эна выше его собственного и что есть только Один Всевышний, Который властвует над всеми.

Мщеа выкупать сына-первенца

В связи с дарами, которые получают коэны, Тора упоминает, что каждый первенец свят для Ашема.

Эта заповедь упомянута в Торе трижды: Шмот 13:2, Шмот 24:19 и Бемидбар 18:15.

Еврей должен выкупить своего сына-первенца, отдав коэну 5 шекелей. Мицва подлежит исполнению, как только ребенку исполняется 30 дней, то есть когда он уже вполне жизнеспособен. Если же срок выкупа упущен, следует сделать это как можно скорее.

Выкуп производится только в том случае, если:

о это первые роды матери,

о у нее до этого не было выкидыша,

251

о ребенок родился без кесарева сечения,

о и отец, и мать не принадлежат к роду левитов.

Исполняя эту мицву, мы признаем, что все, чем мы владеем, на самом деле принадлежит Ашему. То, что человек приобретает впервые, имеет для него особую ценность. Поэтому все "первое" мы отдаем Ашему, дабы показать тем самым, что именно Он является истинным Владельцем всего, что мы имеем.

Почему Ашем уничтожил первенцев в ходе Десятой Казни?

Первенцы в Египте становились служителями идолов, в то время как первенцы евреев посвящались для служения Ашему. После греха золотого тельца служба перешла к коэнам. Поэтому мы выкупаем наших первенцев, отдавая деньги коэнам, а они исполняют в Храме функции первенцев.

Еврейский народ получил в дар три венца:

о корону царствования — она навсегда была отдана Давиду и его потомкам;

о корону священства, которая навечно дарована Аарону и его сыновьям;

о корону Торы, доступную всем.

Когда еврей заявляет: "Если бы я принадлежал к царскому или священническому роду, я напряг бы все силы, чтобы достичь величия", он слышит ответ: "Корона Торы доступна всем. Что ты сделал, чтобы стать талмид хаха-мол/? Корона Торы — это самый почетный из всех венцов".

ХУКАТ

252

Все законы Торы находятся вне пределов нашего понимания

Все мицвот Торы подразделяются на три категории: о Эдуйот — свидетельства. Мицва, поясняющая смысл какого-либо исторического события или одну из граней нашей веры, называется эдут — свидетельство. Например, мицва о соблюдении шабата укрепляет нас в вере, что Всемогущий сотворил мир за 6 дней; соблюдение праздников служит напоминанием об Исходе из Египта; мицва о цицит и тфилин символизирует нашу веру в абсолютную власть Ашема.

о Мишпатим — гражданские законы. Мишпатим представляют собой Б-жественные законы, обеспечивающие безопасность и выживаемость общества: например, мицвы, запрещающие кражу и убийство.

о Хуким — Б-жественные установления. Под категорию хок (во множественном числе хуким) подпадают миц~ вот, предназначение и смысл которых недоступны человеческому разуму.

Можно привести много примеров хуким, но мидраш перечисляет лишь четыре таких, о которых Тора ясно говорит: "Это хок3*. Они содержат много, на первый взгляд,

253

противоречивого, поэтому часто высмеиваются самонадеянными людьми с рациональным типом мышления. Чтобы избежать соблазна сомнения, Тора советует еврею говорить самому себе: "Это — хок, и я не имею права подвергать эти мицвот сомнению, ибо такова воля Всевышнего".

Вот эти четыре мицвьг.

1.  Ибум. Еврей не может жениться на жене или на вдове своего брата, если у брата есть дети. В этом случае он навлекает на себя наказание карет. Но если вдова брата не имеет детей, жениться на ней является мицвой (ибум).

Обычная логика не позволяет осознать смысл этой миц-вы, поэтому Писание особо подчеркивает: "И ты должен охранять Мои хуким" (Ваикра 18:26).

2.  Шаатнез. Тора запрещает пользоваться материей, сотканной из шерсти и льна вместе. В то же время разрешается носить льняную одежду, к которой прикреплены шерстяные цицит. Чтобы мы не пытались разумно обосновать это исключение, Тора говорит об этой мицве. "Ты должен соблюдать Мои хуким" (Ваикра 19:19).

3.  Сеир лаАзазель — козел для Азазеля. Козел, умерщвляемый во время службы на Йом Кипур, очищая Общину Израиля от грехов, оскверняет человека, который приносит его в жертву. Поэтому этот закон называется "вечный хок" (Ваикра 16:29).

4.   Пара адума — рыжая корова. Пепел пары адумы очищает человека от нечистоты, делая нечистым каждого, кто участвует в приготовлении пепла.

Поскольку и эта мицва не поддается логическому объяснению, Тора предваряет ее описание такими словами: "Это — хок Торы" (19:2), и мы должны воспринимать ее как Б-жественное установление.

Но, разумеется, нельзя утверждать, что хуким — это "законы без основания"; в их основе лежит Б-жественная логика, постичь которую в определенной степени смогли только величайшие и мудрейшие из людей. Например, логическое обоснование заповеди о рыжей корове по воле Ашема было открыто Моше.

254

С другой стороны, царь Шломо, исследовавший законы, лежащие в основе мицвот, и нашедший объяснения для других заповедей, открыто заявлял, что смысл этой мицвы скрыт от человеческого разума.

Шломо удалось понять, почему шохет должен перерезать у животных и трахею, и пищевод, у птиц достаточно отрубить только один из этих органов, а рыба вообще не нуждается в шхите. Тем не менее он признавал: "Я сказал: Стану мудрей, но она (заповедь пара адума) далека от меня (от моего понимания)" (Коэлет 7:23). (Численное значение слов "она далека" соответствует численному значению слов пара адума.)

Чтобы в полной мере оценить это высказывание, вспомним о масштабе и глубине знаний царя Шломо:

"И Б-г дал Шломо столько мудрости и понимания и широты знания, сколько песка лежит на берегу моря" (I Мелахим 5:9).

Стих говорит о том, что мудрость царя Шломо равноценна мудрости всего еврейского народа, который был так многочислен, как песчинки на морском берегу. Его интеллект превосходил интеллект любого человека, он без труда мог определить, что у каждого на уме. Поэтому его суждения всегда были справедливы, и ему удавалось рассудить самые запутанные тяжбы.

Однажды три еврейских купца отправились в путь по торговым делам. Приближался шабат. Купцы решили спрятать свои деньги в укромном месте, чтобы по окончании шабата выкопать их и продолжить путь.

Один из купцов, пока его компаньоны спали, под покровом ночи пробрался к тайнику, достал деньги и перепрятал в другое место.

После завершения шабата купцы обнаружили пропажу. Никто другой не знал, где находится тайник, следовательно, украсть деньги мог только один из них. Но кто? Каждый, обвиняя другого, говорил: "Ты — вор!"

Так и не выяснив, кто из них виновен, они отправились в Иерусалим, чтобы их рассудил царь Шломо.

255

Внимательно выслушав обстоятельства дела, Шло-мо велел им вновь прийти к нему на следующий день. Когда они явились, царь сказал им: "Перед тем как вынести суждение о вашем деле я хотел бы услышать ваше мнение по поводу одной истории".

Все трое внимательно выслушали рассказ Шломо: "Девочка и мальчик, жившие по соседству, дали друг другу обещание не вступать в брак без взаимного согласия. Позже девушка уехала в другой город, и молодые люди потеряли друг друга из виду. Прошло время, девушка собралась выйти замуж, однако она не забыла о своей детской клятве. Незадолго до свадьбы она продала личные вещи, чтобы иметь деньги на дорогу, и отправилась в свой родной город. Там она отыскала друга детства и рассказала ему, что стала невестой другого. Она попросила освободить ее от данного обещания, а вместо этого взять деньги.

Молодой человек оценил благородство своей подруги и ее верность данному слову. Ему было тяжело, но он освободил ее от данного обещания, отказался от предложенных денег, и она уехала с миром.

Для молодой девушки возвращение домой оказалось опасным. Когда она ехала по пустынному месту, на нее напал разбойник, ограбил ее и угрожал

насилием.

"Зачем вы, пожилой человек, хотите совершить такой грех, — взмолилась девушка. — Неужели вы не боитесь Страшного Суда? Возьмите мои деньги и позвольте мне невредимой вернуться к жениху". Она поведала ему свою историю и сказала в заключение: "Моему другу детства было гораздо труднее отпустить меня, нежели вам: он молод и имел на меня определенные права. Вам следует поучиться у него благородству".

Грабитель был тронут ее словами и, не причинив ей вреда, вернул деньги.

"А теперь ответьте, — сказал Шломо, — кто истинный герой этой истории — девушка, молодой че-

256

ловек или грабитель? Мне хотелось бы услышать ваше мнение".

"Меня поразила девушка, — сказал один купец.

—   Подумать только: ведь ради обещания она предприняла рискованное и долгое путешествие!"

"А мне понравился юноша, — отметил второй.

—  Он поступил благородно и бескорыстно". "Наиболее благородно поступил разбойник, —

заявил третий купец. ~ Он мог воспользоваться беззащитностью своей жертвы, завладеть ее деньгами, но не тронул девушку и даже вернул деньги".

"Послушайте его! — вскричал Шломо. — Этот человек думает только о деньгах. Во время моего рассказа он в глубине души желал денег девушки. Когда ему представится возможность украсть, он, без сомнения, сделает это! Схватите его!"

Купец был схвачен и сразу сознался в содеянном.

Будучи сведущ во всех науках, Шломо превосходил знаниями всех своих предков.

Например, он знал о животных больше самого Адама, который дал всем животным имена, исходя из их особенностей.

Его познания в астрономии были глубже, чем у Авраама, являвшегося большим ученым в этой области.

Его компетентность в вопросах правления государственными делами превосходила знания Йосефа, весьма искусного законодателя. Он был также и лучшим лингвистом, нежели Йосеф, который говорил на 70 языках.

Во всех областях научных знаний Шломо затмил царей и цариц своего времени, и хотя египетские фараоны гордились знанием астрологии, эрудиция Шломо все же была выше, что ясно из следующего примера.

Когда Шломо приступил к строительству Храма, он просил у египетского фараона Нехо прислать ему ремесленников.

257

Фараон приказал своим астрологам определить, кого из мастеров в этом году ожидает смерть, и отправил Шломо именно этих работников.

Но не успели египетские ремесленники прибыть в Иерусалим, как Шломо уже узнал о замысле фараона Нехо: "Вероятно, в твоей стране не хватает саванов, я посылаю тебе несколько для твоих работников".

Шломо был чрезвычайно сведущ в Торе. Его знания были полнее и глубже, чем у всего Поколения Пустыни, о котором говорили как о "Поколении Знания". Ему были известны в Торе такие подробности, о которых не знал сам Моше.

О величии Шломо и его обширных познаниях свидетельствуют святые книги, которые он написал с помощью духа святости: Коэлет, Мишлей и Шир Аширим, вошедшие в Танах. (Помимо этого он сочинил несколько псалмов для Теилим.)

Объясняя людям значение каждой алахи, он мог рассказать 3000 связанных одна с другой притч и привести 1005 различных обоснований установлениям мудрецов.

Насколько же глубок должен быть смысл мицвы пара адума, если Шломо, самый мудрый из людей, говорил: "Я изучал ее и пытался осознать, но она оказалась выше моего понимания!"

На самом деле, так же далеки от нашего понимания и те мицвот, которые кажутся понятными: их истинный смысл человеческому разуму неподвластен.

Законы о рыжей корове

Первого нисана 2249 года, в последний день торжественного освящения Мишкана, Ашем открыл Моше законы, касающиеся нечистых людей, изгоняемых из стана, а также законы чистоты для коэнов.

Ашем открыл ему, как достигается очищение от нечистоты разного рода (путем погружения в микву или в "живой" источник) и какие жертвы завершают процедуру очищения.

258

Когда Ашем учил Моше тому, что, прикоснувшись к мертвому телу, еврей становится нечист, Моше спросил: "Как же тогда он очищает себя от этой нечистоты?"

Всемогущий не ответил на его вопрос, и лицо Моше омрачили печаль и стыд. (Для талмид хахама, чье предназначение состоит в самосовершенствовании, а также в изучении и исполнении заповедей Торы, нет большего несчастья, чем получить отказ в знании, к которому он стремится.)

Не получив ответа от Ашема, Моше почувствовал стыд из-за Аарона. Он подумал, что своим участием в грехе золотого тельца Аарон допустил к еврейскому народу ангела Смерти и ему не избавиться от позора, пока Ашем не скажет, как надо очищать себя от нечистоты, связанной со смертью.

На деле же Ашем медлил с ответом из любви к Аарону. Когда Он обратился к Моше в первый раз, Аарона не было рядом, поэтому Ашем ждал, когда Аарон окажется рядом с братом, а затем сообщил законы о рыжей корове им обоим {Бемидбар 19:1). Тем самым Он давал понять, что простил Аарона за его участие в грехе золотого тельца.

В тот же день Ашем продолжил свои объяснения Моше и Аарону; "Если кто-то осквернит себя прикосновением к трупу, его следует окропить смесью воды и пепла от сжигания рыжей коровы".

Законы о рыжей корове были сообщены Всевышним первого нисана. Почему же они располагаются в разделе ХукатЧ Поскольку Корах высмеивал процедуру очищения левитов, то именно после рассказа о бунте Кораха Тора объясняет фундаментальную мицву об очищении через пепел рыжей коровы.

Всевышний открыл Моше и Аарону законы о рыжей корове:

о Рыжую корову приобретают на средства Храма из ежегодных обязательных пожертвований в полшекеля, которые делали все евреи.

о Корова должна быть не моложе трех лет (возраст, достаточный для вынашивания плода).

259

о Она должна быть совершенно рыжей, даже два волоска иного цвета делают ее непригодной.

о Животное не подходит, если хотя бы однажды на него было надето ярмо, даже если при этом не исполнялось никакой работы.

Санхедрин повсюду разыскивал совершенно рыжую корову, и вот, наконец, стало известно, что такое животное найдено, но принадлежит нееврею.

К нему отправили мудрецов, чтобы купить корову.

Владелец животного сказал: "Я хочу продать корову за хорошую цену. Дайте мне за нее четыреста слитков золота".

"Ты получишь их", — пообещали мудрецы и ушли, чтобы получить необходимую сумму из фондов Санхедрина. Тем временем нееврей, рассказав своим друзьям о выгодной сделке, понял, что обладает редким и ценным животным.

Когда посланцы вернулись с обещанной суммой, нееврей сказал им: "Я передумал продавать корову".

Члены Санхедрина стали набавлять цену, пока владелец коровы не согласился на дополнительную сумму в 100 слитков золота {некоторые считают, что дополнительная плата составляла 1000 слитков).

Мудрецы пообещали ему, что на следующий день они принесут золото и заберут животное.

Когда мудрецы ушли, нееврей со смехом Сказал соседу: "Знаешь, почему эти евреи настаивали на покупке именно этой коровы? Она нужна им для религиозного обряда, ибо никогда еще не носила ярма. Но я сыграю с ними злую шутку".

Той же ночью нечестивец поставил корову в упряжь и пахал на ней.

Вернувшись на следующее утро, мудрецы внимательно осмотрели животное. Они знали, что корову, которая никогда не носила ярма, можно узнать по двум признакам: во-первых, два определенных волоска у нее на шее стоят вертикально, но если на корову

260

хотя бы однажды было надето ярмо, они согнуты; во-вторых, животное, не знающее ярма, смотрит прямо, а если ярмо надевалось, корова моргает, так как во время работы косит глазами, чтобы рассмотреть ярмо.

Мудрецы сразу поняли, что по всем признакам это животное однажды уже было запряжено.

"Оставь корову себе, — сказали они нееврею. — Она не нужна нам".

И даже этот злодей, потрясенный проницательностью мудрецов, вынужден был признать: "Да будет благословен Тот, Кто избрал эту нацию!"

Удрученный тем, что хитрость его не удалась и выгодная сделка не состоялась, он от огорчения и стыда повесился.

о Коэн совершает шхиту "вне стана". Во время скитаний евреев по пустыне животное полагалось резать за пределами всех трех станов, а во времена Храма — на Масличной горе, ибо считалось, что эта гора находится "вне Иерусалима".

о Собрав немного крови в левую руку, он погружает в нее указательный палец правой руки и брызгает кровью в направлении входа в Святилище, который виден ему с горы.

о Разводится огонь, и коэн наблюдает за сожжением коровы.

о Бечевой из красной шерсти он связывает вместе кедровую палочку и несколько побегов иссопа, а затем спрашивает присутствующих:

—  Эта палочка из кедра?

—  Да, — отвечают они.

Он трижды задает вопрос и все три раза должен получить положительный ответ. Затем он — тоже трижды — спрашивает: "Это красная шерсть?" — и вновь каждый раз ему отвечают утвердительно.

Зачем нужна эта процедура?

Не все виды иссопа, кедра и красной краски являются кашерными для рыжей коровы. И если не все три пред-

261

 

 

previous                                                                                                                                                next

Home
Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map