Jewish Book Favorites 
(Russian Language)
from the Jewish Russian Library

Home

Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map

     
   

Рабби Моше Вейсман

МИДРАШ РАССКАЗЫВАЕТ

БЕМИДБАР

ТНЕ ^\М$Н К1К&1АЫ ИВКЛЙУ

1714-4ЫП $ТКЕЕТ

ВКООШГЧ, ЫУ ! 1204

|718|8Ь4-239В

Швут Ами Иерусалим

Важное замечание. Текст мидраша - всего лишь внешнее обличье, под которым скрывается истинная суть и истинный дух мудрости Торы. Поэтому не всегда надо понимать мидраш буквально!

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие................7

Бемидбар.................17

Насо ...................59

Беаалотха................125

Шлах леха................167

Корах..................211

Хукат ..................253

Балак ..................305

Пинхас .................360

Матот...................402

Масэй...................420

Каков смысл стиха: "Как стадо, вел Ты Свой народ рукою Моше и Аарона" {Теилим 77:21)?

Этот стих говорит нам, что народ еврейский, по доброй воле своей следуя заповедям Ашема, которые сообщены были ему Моше и Аароном, сорок лет блуждал по пустыне, подобно тому, как овечье стадо с покорностью подчиняется водительству своего пастуха.

(Бемидбар раба 23:1)

ПРЕДИСЛОВИЕ

О том, как жить в соответствии с ценностями Торы

Когда Б-г вывел евреев из Египта, Ему предстояло решить, каким путем идти им в Эрец Исраэль. Самый простой, прямой путь лежал через земли филистимлян. Другой путь проходил через пустыню, в обход филистимских владений.

Почему же Б-г повелел евреям пойти этим неудобным и длинным путем? И позже, когда они согрешили, почему задержал Он их в пустыне еще на много лет?

Хофец Хаим объясняет, что, помимо прочих соображений, Б-г потому не дал сынам Израиля пройти через земли филистимлян, что они были идолопоклонниками. Б-г не хотел, чтобы народ видел изображения идолов, встречавшихся в тех краях на каждом шагу.

Хотя для того, чтобы кормить и защитить множество людей в этой безлюдной и опасной стороне, Б-гу пришлось бы творить явные чудеса (которых Он предпочитал избегать, ибо вселенная создана была, чтобы все в ней происходило согласно законам природы), Он все же выбрал путешествие через пустыню, во избежание служения идолам.

Хатам Софер развивает эту мысль. Филистимский культ был тогда на сравнительно высоком уровне. Разве не было

7

бы желательно, чтобы евреи общались с филистимлянами и учились у них? Ведь они вышли из Египта невежественными каменщиками. Разве контакты с утонченной фили-стимской цивилизацией не принесли бы им пользу, подготовив их к дарованию Торы?

Однако Б-г заботился, по-видимому, о том, как сынам Израиля избежать встречи с филистимлянами. Почему? Б-г учел, что именно из-за своего высокого развития фили-стимская культура представляла еще большую угрозу духовному здоровью евреев, чем египетское общество. Она могла привлечь их и впоследствии они подверглись бы искушению усомниться в заповедях Торы. Поэтому, дабы исключить всякое влияние филистимской культуры, Б-г выбрал путь через пустыню. Когда евреи согрешили в истории с лазутчиками, Б-г наказал их, продлив их пребывание в пустыне. Кроме того, это прегрешение показало, что они еще недостаточно прониклись идеалами Торы и поэтому не могут жить на своей собственной земле. Лишь после того, как тридцать восемь лет провели евреи в отдаленной от всего мира пустыне, постигая под Его руководством незамутненные идеалы Торы, Б-г посчитал сынов Израиля достойными войти в свою землю, а каждое колено — получить свой удел. Теперь евреи готовы были к тому, чтобы смотреть на новую для них жизнь лишь с точки зрения Торы — и в личных делах, и во всенародных. Можно было надеяться, что они уже не будут подражать своим соседям — язычникам.

Чтобы жизнь наша была преисполнена Торы, мы должны определить источник наших ценностей. Взяли ли мы их из Торы или позаимствовали у нашего окружения?

Влияние среды — один из наиболее мощных факторов, формирующих поведение человека; поэтому стоит выяснить, не противоречит ли оно нормам Торы.

Можно привести такие примеры.

о В наше время нам доступны многие товары, считавшиеся редкими или дорогими совсем недавно. Например, одежду, которую нашим дедушкам приходилось шить на заказ, теперь не нужно изготавливать индивидуально: мы можем покупать ее в магазине, носить, выбрасывать и заменять новой. То же самое относится ко многим видам домашней обстановки и предметам хозяйства.

Так как все эти удобные и нужные вещи вполне доступны в западном обществе, человек больше не хочет затрачивать много сил на то, чтобы изготовлять их вручную, и покупает их сделанными на промышленных предприятиях. Зачем же трудиться без необходимости?! Все стремятся пользоваться максимальным количеством готовых предметов потребления.

Эта тенденция создает опасность соблюдению Торы и мицвот. Б-г заповедал, чтобы каждая мицва делалась "на заказ", — чтобы человек вкладывал в ее исполнение свое личное отношение. Если мы попытаемся сделать мицвот продуктом того же процесса массового производства, который удовлетворяет наши материальные нужды, мы либо испортим их качество, либо, не дай Б-г, совсем потеряем их.

Например, купив мезузу в готовом виде и с соответствующим ярлыком, человек подвергается риску получить негодную мезузу, ибо даже одна-единственная неправильно написанная буква делает мезузу некашерной.

Р. Меир рассказывал: "Когда я изучал Тору у р. Ишмаэля, он спросил меня: "Сын мой, какова твоя профессия?"

"Я — софер (переписчик священных текстов)", — ответил я.

Он предостерег меня: "Сын мой, будь внимателен в своей работе, ибо она связана с Небом. Стоит тебе пропустить одну-единственную букву или вставить лишнюю, и из-за тебя рухнет весь мир".

Рабби Меир ответил, что он принял все меры предосторожности, дабы совершенно избежать ошибок в работе. Он объяснил своему ребе: "Я знаю

правильное написание каждого слова Торы и не прибавлю и не убавлю ни единой буквы. Я даже слежу, чтобы муха не коснулась заостренного (правого верхнего) конца буквы далет и тем самым не закруглила бы его так, что он станет похож на рейш (Сота 20а).

Человек, который пытается сэкономить время, силы и деньги, покупая предметы религиозного обихода, изготовленные в массовом порядке, вероятно, полностью потеряет свои мицвот. Чтобы этого не произошло, надо тратить время и энергию с целью, гарантировать их кашерность. Поэтому еврей должен покупать тфилин и мезузы у сведущего в алахе Б-гобоязненного софера или — если они куплены в магазине, — перепроверить их у опытного софера, невзирая на уверения владельца магазина в их ка-шерности.

Кашерные продукты питания тоже производят теперь промышленным способом. Конечно, соблазнительно купить пакет с едой, которую все считают кашерной. Однако при проверке может оказаться, что ее кашерность сомнительна, ибо за технологией, при помощи которой она была изготовлена, отсутствовал надлежащий надзор.

Например, в Торе заповедано, что мясо можно употреблять в пищу после того, как удалены запрещенный жир и жилы. Такое удаление, называемое никур, требует как познаний в алахе, так и практического опыта (без него запрещенный жир и жилы нельзя распознать). Менакер — человек, которому доверяется эта задача, — должен располагать не только теоретическими и практическими знаниями, но и временем и терпением и быть Б-гобоязненным человеком, — иначе нет уверенности, что он полностью освободит все части животного от недозволенного жира и жил.

В Европе до Второй мировой войны компетентность всякого мясника проверял местный бейт дин, состоявший из людей, которые были сведущи в никуре. В Америке прежних лет мясник также проходил, бывало, проверку, и,

10

если он был Б-гобоязненным евреем, он, конечно, выполнял свою работу терпеливо и осторожно.

В наше время спрос на мясные продукты значительно возрос. Владелец магазина, который, быть может, и сведущ в никуре, уже не может лично отрезать запрещенный жир и жилы от всего несметного количества мяса, которое продается в его магазине. Поэтому он нанимает работников, а они, возможно, недостаточно сведущи или надежны для выполнения никура с той чрезвычайной точностью, которой требует Тора. Как же может покупатель узнать, действительно ли мясо было, как то утверждает каждый мясник, обработано по всем правилам? Можно предложить такие пути.

Проверить, есть ли у мясника, равно как и у каждого из его работников, документ, удостоверяющий, что его владелец прошел подготовку, и авторитетное лицо, само имеющее такой же документ, заверенный другим авторитетным лицом, объявляет этого человека искусным менакером. Или проверить, подвергается ли магазин надежному контролю. Под "надежным контролем" подразумевается вовсе не висящая на стене реклама с именем какого-нибудь рабби, ценность которой, конечно же, весьма невелика; не обеспечивает надежного контроля и машгиах, приходящий для проверки раз в несколько месяцев, недель или даже дней. Нет, для того, чтобы покупатель мог быть уверен, что от мяса, которое он приобрел, отделены все виды запрещенного жира, и рав, осуществляющий общий надзор, и машгиах должны иметь алахически действительный документ, подтверждающий, что они полностью прошли все испытания по выполнению никура, вьщанный авторитетным бейтдином.

В довоенной Польше варшавский бейт дин, бывший тогда одним из главных раввинских судов страны, не рукоположил бы в раввины человека, не обладающего полной компетентностью в шхите (забое животных) и в никуре, — от раввина требовалось не только знание алахи, но и длительная практика в обоих этих ремеслах. Кроме того, от машгиаха требуется, чтобы он лично проверял все продаваемое в магазине мясо.

11

т

Те же проблемы существуют и в ритуальном забое животных и птицы. Многие детали шхиты выполняют теперь без надлежащей заботы и внимания: чудовище, имя которому "массовое производство", признает только выпуск дешевой продукции с максимальной скоростью.

Воистину, готовность прилагать усилия зависит от мош-ности побуждений, что и доказывает следующая притча.

Была морозная зимняя ночь. Вся семья уже спала; под двойными одеялами им было тепло и уютно. Отец, вернувшийся домой из своей фирмы незадолго до полуночи, тоже наслаждался честно заработанным отдыхом.

Вдруг зазвонил телефон, но никто его не услышал. Когда он снова зазвонил, на этот раз настойчивее, отец пробудился и сонным движением снял трубку. Кто это имел наглость поднять его с постели, когда он только что заснул?

Однако через мгновение недовольство исчезло с его лица. "Спасибо, что сообщили мне, — с благодарностью ответил он собеседнику. — Это будет сделкой года! Я выезжаю немедленно".

Он положил трубку, напрягся всем телом, чтобы стряхнуть усталость, и начал одеваться. Через две минуты он вышел из теплого и уютного дома и направился к своей машине.

Еврей не должен пренебрегать своими "духовными делами". Например, логично ли тратить время и деньги на покупку роскошного ковра для жилой комнаты, не соблюдая в то же время на кухне даже самых элементарных норм кашрута? Давайте не будем пользоваться разными мерками: если мы покупаем себе "первоклассные" вещи, то нам, несомненно, следует приложить усилия ради "первоклассной" Торы и мицвот.

о Послевоенное поколение американцев наслаждается материальным благополучием. Конечно, нищета создает массу трудностей, но еще коварнее ловушки изобилия. Общество изобилия страдает от скуки и монотонности.

12

Поэтому живущие в этом обществе люди ищут все новых развлечений: в доме без конца меняют мебель; покупают ненужную одежду, которую носят напоказ; отпуска проводят все более изысканно. (И в то же время наши ешивы и школы, от которых зависит будущее еврейского народа, страдают от хронической нехватки средств, а их рабаним получают заниженное жалование). Вчерашние роскошества незаметно, но неизбежно становятся сегодняшними "потребностями".

Порождаемые деньгами проблемы не новы: они повторяются из века в век. Тора предсказывает:

"Утучнел Йешурун и залягался; утучнел ты, отяжелел, разжирел; и оставил Б-га, создавшего его, и отверг Твердыню своего спасения" {Дварим 32:15).

Сфорно объясняет: "Тора обращается к "Йешуруну" — к еврейской интеллигенции и к блюстителям Торы. Она предостерегает их: "Потворствуя прихотям своего тела, вы становитесь глухи к духовным ценностям".

Наши мудрецы коротко поясняют {Брахот 32а): "Из пресыщения рождается грех".

Евреи не должны перенимать излишеств, в которых погрязли окружающие, а приспосабливать образ жизни к нормам Торы. Тора требует, чтобы мы не растрачивали попусту то, что дарует нам Б-г, — деньги, время, энергию, ум, таланты и все прочие ресурсы.

Читать о героической борьбе, которую вели наши предки, храня верность Торе и мицвот, и воздавать хвалу их деяниям — занятие простое; распознавать же испытания, выпавшие на долю лично тебе, и выдерживать их с честью — трудное дело. Сегодня ничто не вынуждает нас подвергать свою жизнь опасности ради Ашема. От нас требуется лишь уделить Торе некоторое время и энергию, пожертвовать ради нее определенными удобствами. Наше испытание состоит в том, чтобы не позволить духу, господствующему в не соблюдающем Тору обществе, войти в наши дома.

Дабы не сделаться глухим к голосу истины, надо общаться лишь с теми, кто руководствуется в своей жизни

13

подлинными ценностями Торы. Более того, еврей должен хранить верность принципам Торы даже тогда, когда из-за этого он становится объектом презрения и насмешек. Случай из жизни царя Давида может подтвердить, что великие вожди нашего народа всегда следовали истине, невзирая на мнения своих ближних.

С тех пор, как во времена пророка Шмуэля филистимляне возвратили Арон (Ковчег Завета), у него не было постоянного обиталища.

Царь Давид выстроил в Иерусалиме особое святилище, в котором Арон должен был храниться, пока не возведен Храм. Но когда Давид в первый раз приказал принести Арон в Иерусалим, случилось несчастье, задержавшее прибытие Арона еще на три месяца.

Наконец настал день, исполненный радостного предвкушения — день возвращения Арона в Иерусалим. Чтобы сопровождать музыкой и трубными звуками вновь обретающий свой дом Арон, левиты привели в готовность свои музыкальные инструменты, а коэны — свои трубы. Собрался народ, многие принесли с собой собственные инструменты.

Помимо носильщиков, в сопровождавшей Арон процессии шли коэны, левиты и толпы народа во главе с царем Давидом. Они отправились от дома хитейца Овейда, сохранявшего Арон все эти три месяца. Через каждые несколько шагов процессия останавливалась и на временных алтарях приносились жертвы.

В честь такого события царь Давид надел особые нарядные одежды. Другой царь ехал бы в своей царской колеснице во главе процессии или, по крайней мере, шел бы в окружении свиты. А уж если по какой-то причине он и предпочел бы идти в одиночестве, то торжественно шагал бы, сознавая, что все взоры привлечены к нему.

Но не таков был Давид. В самозабвенном восторге от долгожданного возвращения Шехины, он,

14

не щадя сил, ...плясал перед Ароном, Он хлопал в ладоши и, позабыв про свой царский сан, прыгал и скакал от радости. И таким вот манером, во славу Ашема, проделал он весь путь.

В Иерусалиме Арон встретили с восторгом. Мужчины выходили приветствовать его, а женщины, и среди них жена Давида Михаль, стояли на крышах домов и возле окон и смотрели на это событие. Царь подобрал свои длинные одежды, чтобы ему легче было плясать. Когда он скакал, взору толпы открывались его голые ступни и часть его голеней.

После того, как Арон был установлен в шатре, Давид принес жертвы, благословил народ за оказанные Арону почести и устроил даровую раздачу хлеба и мяса. Затем он собрался войти во дворец, чтобы благословить свою семью и приближенных и продолжить празднование этого радостного дня.

Однако домой его не впустили! Его жена Михаль заперла вход во дворец и отказалась открыть дверь своему мужу. Она негодующе воскликнула: "Сегодня ты вел себя как последний человек из народа! Как мог ты так унижать свое достоинство на глазах у "служанок"?! (Она имела в виду еврейских женщин.) Они не могли не заметить обнаженные части твоего тела. Все, кто принадлежал к семье моего отца Шаула, вели себя с чрезвычайной скромностью и достоинством. Мой отец никогда не оголял рук или ног своих даже у себя дома, не то, что на людях".

Давид ответил Михаль с укором: "Именно поэтому Всемогущий и предпочел меня дому твоего отца. Членов твоей семьи их собственное достоинство заботит больше, нежели честь Б-га, и оттого ты презираешь мой поступок. А я, наоборот, готов пожертвовать своей честью ради Б-жественной славы. Что же касается еврейских женщин, которых ты высокомерно назвала "служанками", то они такие же праведницы, как наши праматери — Сара, Ривка, Рахель и Лея. Я уверен, что они не только не прези-

15

рают меня за мое поведение, как это делаешь ты, но и почтят меня за то, что я почтил Всемогущего".

Михаль не дано было вскормить следующего сына, которого она родила Давиду: она была наказана смертью при родах.

В своих ежедневных молитвах мы просим, чтобы Б-г — после соответствующих стараний с нашей стороны — даровал нам:

хохму — мудрость, добываемую благодаря обучению у наших рабаним и с помощью святых книг;

бину — разум, без которого нельзя использовать наши теоретические знания;

даат — способность проникать в сущность любой ситуации, руководствуясь абсолютной истиной Торы.

Рамбан (в своем знаменитом письме к сыну, которое он просил его перечитывать каждую неделю, рассказывать другим людям и заучить наизусть) писал:

"Всегда старайся читать Тору с намерением выполнять ее. Вставая от учения, спрашивай себя, узнал ли ты что-нибудь такое, что можно исполнить. Каждое утро и каждый вечер тщательно исследуй свои поступки. Так проведешь ты свои дни в постоянном самосовершенствовании".

Мы надеемся, что именно с этими помышлениями вы будете читать мидраши на книгу Бемидбар и на другие книги Пятикнижия.

16

БЕМИДБАР

Почему Тора точно указывает, когда и где Ашем обратился к Моше?

Книга Бемидбар начинается так: "И говорил Ашем Моше в пустыне Синайской, в Мишкане, в первый день второго месяца (ияра), во второй год по выходе их из земли Египетской".

Ашем говорил с Моше сотни раз, и обычно Тора не указывала точное время этих разговоров. Почему же сделано это здесь?

Вопрос этот проясняет такая притча:

Господин X, всем известный владелец нескольких небоскребов, крупный вкладчик огромных компаний, обладатель ферм и поместий, никак не мог обрести счастья в своей личной жизни. Он только что развелся со второй женой, дочерью нефтяного магната, отравлявшей ему существование постоянными ссорами. С первой женой он развелся несколько лет назад, потому что она не была ему верна. Он редко говорил об этих браках и, когда любопытствующие репортеры расспрашивали его, отказывался разглашать какие-либо подробности. Он держал в тайне даты своих свадеб и разводов, а когда его

17

просили показать брачные договоры, отрицал, что у него есть эти документы.

Много лет спустя друзья предложили ему невесту, брак с которой, хотя и был странным для человека, занимающего такое положение, должен был несомненно оказаться удачным. Предполагаемая невеста была бедна, но из благородной семьи и с хорошим характером.

После того, как миллионер провел расследование и все говорившееся о юной леди подтвердилось, он воскликнул: "На этот раз я нашел именно ту жену, что надо! Я открыто объявлю о дне венчания и обязательно дам ей брачный договор".

После того как Всемогущий сотворил человека, Он разочаровывался в одном поколении за другим. Поколение Потопа восстало против Него и поколение Разделения тоже. Поэтому Тора вскользь говорит о том, как появлялись и исчезали эти и последующие поколения, не указывая точного времени их появления на сцене мировой истории и ухода с нее. Так, Тора не упоминает ни о том, когда истреблены были содомиты или уничтожено поколение Разделения, ни о том, когда произошли Десять казней и потопление египтян.

А вот о евреях Ашем сказал: "Они не то, что предыдущие поколения: они дети Авраама, Ицхака и Яакова! Я знаю, что этот народ будет верен Мне".

Поэтому Он и повелел Моше: "Запиши в Торе точный день, месяц, год и место, где Я возвеличил их".

Тора (Бемидбар 1:1) указывает точное время и место обращения Ашема к Моше так же, как записываются эти подробности в ктубе (брачном договоре).

Этот мидраш никак не разъясняет нам, почему именно начало книги Бемидбар выбрано в Торе для оглашения ктубы Ашема с еврейским народом. Разве не обвенчались евреи с Ашемом почти на год раньше, при даровании Торы?

Ответ может заключаться в том, что первого ияра 2449 года еврейский народ поднялся на новую ступень близости к

18

Ашему, когда Он (как мы поясним позже) повелел дать им дгалим (знамена). Благодаря этим знаменам евреи достигли большей близости к Ашему.

Таким образом этот стих показывает, что из всех племен человеческих Ашем избрал еврейский народ.

Почему Б-г явил Тору в пустыне?

Слова "в пустыне Синайской" указывают на то, что Б-г намеренно избрал пустыню, чтобы в ней даровать нам Свою Тору.

Есть несколько причин, по которым Б-г предпочел пустыню обитаемым землям. Среди них такие:

о Если бы Тора была дарована в Эрец Исраэль, обитатели этой страны притязали бы на особую близость к Торе. Чтобы научить нас тому, что у каждого еврея равная доля в Торе и равные обязательства перед ней, Б-г говорил с евреями в такой местности, куда каждый имел право беспрепятственно прийти.

<> Являя Тору в пустыне, Б-г учил нас, что желающий стать великим на поприще изучения Торы должен уподобиться пустыне, т.е. стать ничейным.

Эти слова означают:

1, Как в пустыню может беспрепятственно вступить всякий, так и еврей должен быть смиренным.

Смирение есть сознание своей малости. Это достоинство необходимо для успешного изучения Торы и для счастливой жизни в этом мире.

Что дает смирение применительно к Торе?

о Чтобы преуспеть в изучении Торы, человек должен искать общества талмидей хахамим, превосходящих его своей мудростью, и учиться у них. Высокомерный же не принимает советов и наставлений от других людей.

о Тот, кто убежден в своем превосходстве, не станет напрягать силы ради выполнения тех мицвот, которые кажутся

19

ему незначительными; уделять большое внимание точному выполнению требований остальных мицвот он тоже не будет.

о Смиренный любезен Ашему, ибо такой человек все время пересматривает свои поступки, чтобы исправить сделанные ошибки. Высокомерный же глух к любым упрекам и не способен к самокритике. Поэтому он далек от тшувы.

Что дает смирение в жизни вообще?

о Смиренный человек наслаждается жизнью, не обращая внимания на материальные обстоятельства; высокомерный же недоволен своим жребием. Самодовольный человек убежден в том, что и ближние его, и Ашем в долгу перед ним за его таланты, свершения или заслуги. Если он недостаточно вознагражден признанием или деньгами, он будет страдать от недовольства и разочарования.

о Если несчастье постигает высокомерного человека, он возмущается и негодует. Смиренный же может превозмогать беды, неудобства и жизненные неприятности.

о Смиренный человек имеет друзей, влюбленный в самого себя — нет. Он не может простить тех, кто обидел его или обращался с ним недостаточно почтительно; поэтому ему трудно ладить с другими.

Особая важность, придаваемая Торой смирению, диаметрально противоположна современной теории "эмансипации". Теперь учат, что ребенок рождается не с "обязанностями", а с "потребностями", и, следовательно, он ничего не должен ни Б-гу, ни родителям, ни учителям.

Такие взгляды стали проникать даже в наши семьи и школы. Поэтому необходимо укрепить точку зрения Торы, состоящую в том, что истинное счастье в обоих мирах достигается не жизнью ради удовлетворения своего "эго", а смиренным сознанием нашего огромного долга перед Ашемом.

2. Требование "уподобиться пустыне" означает также, что еврей должен быть готов принести материальные удобства в жертву ради Торы. Понятие "пустыня" противоположно цивилизации с ее материальными благами и

20

предметами роскоши. Еврей только в том случае может надеяться преуспеть в изучении Торы и выполнении мицвот, если он готов идти на жертвы в мирских делах.

3. Еще одна характеристика пустыни — ее пустота. Интеллект еврея, прежде, чем в нем смогут укорениться идеи Торы, должен быть подобен пустыне, чист от всякого чуждого.

Некий царь завоевал еще одну страну и присоединил ее к своим владениям. Он хотел, чтобы жители этой страны подчинились его законам, и поэтому объявил, что посетит один из городов, дабы там его признали новым властелином.

Однако, наперекор ожиданиям, когда царская колесница прибыла в город, ее не встречали ликующие толпы. Царь проехал по пустынным улицам, и ни единой души не было видно.

Этот город населен был процветающими купцами. Одни боялись, что новый правитель обложит их налогом, другие вели нечестную торговлю и опасались, что царь положит конец их мошенничествам или, и того хуже, накажет их. Для них было разумным постараться избежать власти нового царя.

Царь понял, что жители этого города не хотят признать его правителем. Тогда он объявил, что на следующий день посетит другой город.

Назавтра взору царя предстала та же самая странная картина: никто не вышел приветствовать его.

И царь уразумел, что процветающие граждане только что завоеванной страны не захотят добровольно подчиниться его власти. Взамен этого он должен добиться поддержки менее обеспеченных жителей.

Он повторил свои заявления в окрестностях опустошенных городов, жители которых лишились имущества и всех пожитков.

Услышав о приближающемся прибытии царя, эти обнищавшие люди возрадовались. Власть нового

21

 

 

previous                                                                                                                                                next

Home
Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map